Консультация 1. «Если Ваш ребенок застенчив...»
∙ Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не обращайте на это внимание.
∙ Необходимо довести до сознания ребенка информацию о том, что на свете много застенчивых людей.
∙ Постарайтесь вместе с ребенком разобраться в причинах того, что заставляет его стесняться. Объясните ему, что, опасаясь сделать или сказать что-то неправильно, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам превращаешь себя в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно очень впечатляет детей, и они приходят к следующему выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».
∙ Постарайтесь разобраться в истинных желаниях своего ребенка. Не упрекайте ребенка, лучше объясните ему его поведение: «Я вижу, что ты чувствуешь себя неуверенно. Тебе хочется играть с ребятами».
∙ Не называйте ребенка застенчивым, т. к. это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Вместе с ребенком вспомните, какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться. Предложите ребенку выписать свои хорошие качества на лист бумаги (в одной колонке). В другой колонке должны быть те качества, которыми, по его мнению, его наделяют другие люди. Положительных качеств, несомненно, будет больше, чем отрицательных. Главное, чтобы ребенок наглядно увидел: его есть за что уважать и ценить. Подскажите ребенку, что разрешается время от времени вписывать те новые черты, которые он может поставить себе в заслугу, и вычеркивать те, от которых он смог избавиться.
∙ В большом обществе будьте рядом с ребенком, держите его за руку, пока он не почувствует уверенность. Пусть он сам отпустит вашу руку.
∙ Разнообразьте жизнь вашего ребенка: ходите в походы, на экскурсии; желательно туда, где ему нравится. Пусть участвует в детских спектаклях и т. п. Следует учитывать одно важное условие: общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к компании сверстников против его желания.
∙ Организовывайте встречи с друзьями своего ребенка у себя дома, чтобы быть в курсе его интересов. Проанализируйте с ребенком содержание бесед детей того круга, к которому он хотел бы присоединиться. Необходимо натолкнуть ребенка на мысль, что он вполне мог бы участвовать в разговоре на равных, так как ему есть, что сказать по данным темам.
∙ Часто ребенок панически боится самой возможности того, что к нему кто-то обратится с вопросом. Помогите ему вспомнить большинство таких разговоров, где, как правило, говорят два-три человека, а остальные подают короткие реплики. Постарайтесь убедить ребенка, что произнести фразу из двух-трех слов он способен.
∙ Расскажите ребенку, как он выглядит со стороны в тот момент, когда хочет присоединиться к другим детям, но стесняется или боится сделать это. Можно наглядно показать, приняв определенную позу. Пусть ребенок осознает, как смешно и нелепо он может выглядеть со стороны в минуты застенчивости. Такой факт заставит его стараться следить за своей мимикой.
∙ Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу, особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Есть два способа, которые помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться и прийти в себя.
Способ первый: постараться глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться.
Способ второй: медленный счет про себя – до десяти и больше, если требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии даст отвлечься и успокоиться.
∙ Вызывайте ребенка на откровенные беседы. Попробуйте завести разговор о том, с какими проблемами он сталкивается, и ребенок откликнется. Такие беседы не только сблизят вас с ребенком, но и помогут совместными усилиями найти верный путь к решению проблем. Пусть ребенок рассказывает вам каждый день хорошие новости. При этом просто выслушивайте его и не давайте советов. Относитесь серьезно к его проблемам и вместе радуйтесь победам.
∙ Генеральная репетиция – лучший выход для того, чтобы прогнать страх перед неизвестным мероприятием. Иногда полезно проиграть ту или иную ситуацию. Причем варианты должны быть различными. Можно порекомендовать в ситуации, когда на ребенка «нападает приступ застенчивости», представить себе, что он в данный момент только играет роль.
∙ Стеснительные дети считают, что они постоянно находятся у всех на виду. Объясните ребенку, что у людей много собственных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет до него дела. А если все же окажется, что кто-то увидел его промах, безотказно действует один простой прием – улыбка. Достаточно улыбнуться свидетелю неловкости, и он тоже ответит улыбкой. В худшем случае, он просто равнодушно отвернется.
∙ Постарайтесь изменить свое поведение. Нередко родители, сами того не ведая, формируют у ребенка застенчивость, когда то и дело сравнивают его с другими детьми, критикуют по любому поводу, предъявляют к нему завышенные требования, редко хвалят. Перестаньте критиковать ребенка по любому поводу, ни с кем не сравнивайте, напротив, при каждом удобном случае подчеркивайте его индивидуальность. Попробуйте смотреть на ребенка не глазами цензора, и со временем вы увидите, как он преобразится.
∙ Обратите внимание на то, как и что вы говорите ребенку об окружающих людях. Может быть, в ваших высказываниях то и дело проскальзывает излишняя категоричность и критичность? Слушая, как родители рассуждают о других людях и акцентируют свое внимание на чужих недостатках, ребенок в свою очередь делает вывод, что и окружающие так же говорят о нем и разглядывают будто под микроскопом, подмечая каждое слово, движение, оценивая любой поступок. Поэтому постарайтесь в присутствии ребенка вообще не обсуждать других людей.
∙ Поделитесь с ребенком своим опытом. Расскажите ему подобные случаи, происшедшие с вами, и собственные переживания по этому поводу. Эти рассказы помогут ему чувствовать себя увереннее в аналогичных ситуациях.
∙ Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость. Сами оставайтесь в любых ситуациях, касающихся вашего ребенка, спокойным и невозмутимым. Ведите себя уравновешенно. Это поможет снять напряжение.
∙ Заручитесь поддержкой педагога. Он поможет включить вашего ребенка в коллективную жизнь группы. Участие в конкурсах, соревнованиях и т. п. поможет вашему малышу стать общительным и приобрести друзей.
Как надо вести себя родителям с застенчивым ребенком
∙ Быть очень деликатным с ним и не разочаровываться в нем.
∙ Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания.
∙ Не превращать ребенка в Золушку.
∙ Все делать так, чтобы Ваш малыш не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас.
∙ Гасить тревогу по любому поводу.
∙ Повысить уровень его самооценки.
∙ Учить, чтобы он уважал себя.
∙ Хвалить и делать ему комплименты.
∙ Формировать уверенность в себе.
∙ Помочь ему найти все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую в качестве компенсации всех недостатков.
∙ Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.
∙ Тренировать с ним навыки общения.
∙ Любыми способами поощрять все его игры со сверстниками.
∙ Помочь найти такого друга, который защищал бы его в среде ровесников.
∙ Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, более смазливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.
∙ Не критиковать вслух ум Вашего ребенка.
∙ Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.
∙ Ребенок должен ощущать, что он неповторим.
∙ Быть нежным с ним.
∙ Сочувствовать ему.
∙ Поддерживать его.
И первым сделать первый шаг ему навстречу, чтоб перекинуть мост доверия, который соединил бы еще крепче Вас и Вашего ребенка.
Консультация 2. «Как справиться с капризами ребенка»
Ни что так не сводит с ума родителей, как капризы и истерики, которые устраивают дети.
Прежде всего, необходимо сказать, что каприз и истерика — это не одно и тоже.
Каприз — это когда ребенок контролирует свое поведение, когда он настаивает на том, что хочет, что ему надо, причем делает это с подныванием, с хныканием, плачем, многократным повторением желаемого. Каприз — это легкая форма эмоционального проявления.
Истерика — это бурные эмоциональные реакции, когда ребенок пугает родителей мощным проявлением своих чувств.
Каприз является этапом истерики. И если во время и правильно отреагировать на каприз, то в истерику он не перерастет.
Очень важно разобраться в причинах капризов у детей:
- каприз — это прежде всего сигнал, сигнал о дискомфорте: ребенок голоден, не выспался, начинает заболевать, устал, перевозбудился и т.д. Каприз - сигнал о физическом дискомфорте. Устраните этот дискомфорт и каприз сойдет на нет.
- ребенок также может капризничать только потому, что не может по другому проявить себя и заявить о себе. Каприз — это способ привлечения внимания к себе. Для того, чтобы ребенку хватало вашего внимания, необходимо быть с ним на «одной волне» - то есть всего 2 раза в день по 15 минут быть рядом с ребенком, не просто быть рядом, а заниматься тем, чем хочет заняться ребенок, даже если вы не видите в этом занятии смысла, пользы, или вам не интересно это делать. Вы должны делать то, что хочет ребенок. Если же вы очень устали, то вечером просто лягте на пол в комнате, где ребенок играет, и таким образом участвуйте в игре. Очень важно, чтобы эти 15 минут были для ребенка, чтобы не было ни телефонов, ни телевизора, ни интернета. Только ребенок. Представьте себе ребенка с большой корзиной в руках, на которой написано «Внимание». И если вы будете 2 раза в день уделять ребенку 15 минут, вы будете заполнять эту корзину доверху. Если делать это регулярно, то капризы и истерики сходят на нет.
- Кроме этого, капризы появляются тогда, когда в семье ребенок является хозяином, то есть в семье вседозволенность. На плечи ребенка перекладывается ответственность за решение что можно, а что нельзя. Родителям очень важно найти золотую середину между строгостью и вседозволенностью.
Как же реагировать на капризы и истерики детей.
Прежде всего попробуйте обнять ребенка и успокоить его своими объятиями. Если не дает эффекта, то важно переключить внимание, у дошколят это очень легко сделать. Например, смените тему. Это самый легкий способ — просто сменить тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его: "Что ты делал сегодня в садике?" Сосредоточьтесь на приятной части. Вместо того, чтобы грубо настаивать на своем ("Немедленно отправляемся в ванную!"), сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: "Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!"
Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию. Или оживите обстановку. Например, вместо "Прекрати ныть и немедленно залезай в ванну!" можно сказать: "Давай полетим в ванну, как дракончик!", схватить малыша, покружиться с ним по дороге, порычать, как дракон, и с шипением опуститься в воду. Попробуйте стать идиотом. Чем глупее вы себя ведете, тем лучше. Для этого особой фантазии не требуется. Просто ведите себя как дурак, и все. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что она говорит (это может быть банан, носок, шерстяная тряпка). Или время от времени говорите что-нибудь совсем не связанное с текущей ситуацией: "Угадай, что я сегодня видел на улице? Зебру, которая плясала и пела!" Или сами спляшите и спойте. Научите ребенка скакать на одной ноге или придумайте что-нибудь не менее дурацкое. Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка. Может помочь и откровенное вранье. Этот способ тоже может стать источником большого веселья. Например, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: "Ш-ш-ш!" Затем театральным шепотом спросите, не слышал ли он чего-то. Потом примерно тем же тоном прошепчите: "Динозавры!" — и подползите с ним к окну, чтобы посмотреть на динозавров. В данном случае работает все что угодно. Спросите раскапризничавшегося в супермаркете ребенка, не пробегал ли тут синий зайчик. Если выбирать между долгой сценой истерики или погоней за синим зайчиком в супермаркете (а заодно можно складывать по дороге продукты в корзину), то зачастую гораздо легче и интереснее преследовать синего зайчика, каким бы дурацким он вам ни казался. Попробуйте технику «Присоединения»: начните фантазировать до абсурда с тем, что хочет ребенок. Например, если ребенок хочет конфету. Вы говорите: «А давай представим, что всем можно есть конфету в любое время и вместо нормальной еды. Что все бы ели только конфеты и больше ничего. Интересно, что бы тогда случилось? Наверное, все бы превратились в конфеты или вдруг у всех жутко заболели зубы и т. д». Доводите фантазию до абсурда. Причем делайте это эмоционально, ярко, живо. Чтобы ребенок присоединился к вам и переключился с каприза. Если истерика началась, то очень важно эмоционально не поддаваться, не заражаться. Необходимо оставить ребенка, но не уйти от него, а отойти и заниматься своими делами. Перед этим сказать ребенку, спокойно: когда ты успокоишься, подойди ко мне. И мы поговорим. Я не могу разговаривать, когда ты себя так ведешь. Если убрать зрителей, то истерика прекращается, потому что она рассчитана на зрителей.
Очень важно знать как реагировать на истерику, если она происходит в публичном месте.
Как правило в публичном месте в случае истерики родители сразу теряются, испытывают стыд, неловкость, их сковывает мнение окружающих людей. И дети это чувствуют. Поэтому истерика в публичном месте как правило бывает 100% эффективна для ребенка: он получает то, что захотел. В подобных ситуациях родителям очень важно и необходимо научиться преодолевать стыд! Уважаемые родители, почему создание хорошего мнения со стороны окружающих для вас наиболее важно, чем ваш ребенок!!!! Почему ваше поведение зависит от мнения окружающих? Помните, что грамотные, разумные люди поймут почему вы так реагируете на ребенка, который катается по полу и бьется в конвульсиях! Закатывая истерику в публичном месте, дети понимают что чувствуют родители (стыд,вину, неловкость) и активно пользуются этим, манипулируют родителями, и в результате дети добиваются своего. И такой способ поведения как истерика закрепляется в арсенале вариантов поведения ребенка.
Если ребенок начал устраивать истерику в публичном месте — как же реагировать? Во первых, если сильно не мешает окружающим, то необходимо ему сказать, что когда он успокоится то мама с ним поговорит, и отойти. Стоять и наблюдать за ним. Либо заняться дальше своими делами (покупками). Очень важно не поддаться родительскому стыду и показать ребенку, что «такое поведение» не работает. Поверьте, что в какой-то момент ребенок остановится. И если родители найдут в себе силу переждать 2-3 истерики, то эффект будет незамедлителен: количество истерик в публичном месте начнет снижаться.
Если же ребенок мешает своим поведением, или упал в грязь, в лужу и катается там, бьет руками-ногами, то необходимо вынести его из помещения, лужи, туда, где он не помешает никому (лишить его зрителей). Но, выносить его надо не в сердцах, а максимально эмоционально дистанцироваться. И затем снова занять место наблюдателя или продолжать делать свои дела.
Очень важно, чтобы ребенок понял и усвоил, что ребенок не может управлять родителями. Важно чтобы ребенок запомнил, что как только он начнет капризничать, то мама и папа отвернутся от него
Уважаемые родители, помните, что нет ничего такого, совершенно ничего, что сравнялось бы по силе с вниманием родителей. С помощью одного только внимания можно объяснить и решить множество проблем. В борьбе с капризами и истериками вашими помощниками, которые действительно смогут Вам помочь, должны стать ДОЛГОТЕРПЕНИЕ, ВНИМАНИЕ И ЛЮБОВЬ.
Консультация 3. «Как предупредить проявление агрессии у ребенка»
Агрессия у детей – это негативная реакция на разные действия или замечания окружающих. Если ребёнок воспитан неправильно, эта реакция из временной способна перерасти в постоянную и стать чертой его характера.
Источниками агрессивного поведения ребёнка могут быть соматические болезни или заболевания головного мозга, а также неправильное воспитание. Ещё одной причиной такого поведения может быть возрастной кризис.
В это время дети начинают себя осознавать в качестве учащихся, и это новая роль для них. Это способствует появлению у ребенка нового психологического качества — самоуважения.
Они сознают, что их поведение способно вызывать реакцию окружающих. Неестественное поведение показывает, что это всего лишь детский эксперимент, хотя из-за таких опытов малыша родители очень переживают и волнуются. Кроме того, ребёнка становится нелегко уложить спать или отправить умываться, появляется непривычная реакция:
- пренебрежение просьбам;
- размышления, для чего это делать;
- отрицание;
- противоречия и пререкания.
Дети в этот период показательно нарушают запреты родителей. Они критикуют любые правила, которые установили не сами, стремятся занять положение взрослых. Существующие принципы понимаются ребёнком как детский образ, который нужно преодолеть.
Причины:
- Негативизм родителей, отсутствие родительской любви.
- терпимость родителей к проявлению агрессии ребенка по отношению к другим взрослым или детям.
- несогласованность требований родителей
- непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер
- иногда агрессия – это реакция на изменения (адаптация, рождение другого ребенка в семье)
- различные травмы
Дети дошкольного возраста склонны иметь кратковременные периоды агрессивного поведения, так как недопонимают того, что они причиняют вред, устали или испытывают стресс. Если поведение продолжается несколько недель, родители должны проконсультироваться с лечащим врачом и психологом и искоренить проблему.
Родители могут научить ребёнка быть терпимым и управлять своими эмоциями. Однако если родители будут открыто выражать при ребенке свой гнев, проявлять грубую напористость и раздражительность, ребенок будет брать пример с родителей и не будет отвечать за своё поведение.
Ответственное родительство не терпит любых форм проявления насилия и предотвращает его любыми возможными способами.
Безусловная любовь – лучший способ борьбы с агрессивностью. Мамы и папы прекрасно знают своих детей и способны предупредить неожиданные порывы гнева. Обуздать физическую агрессию легче, чем словесное её проявление. В момент накатывания эмоций, когда ребёнок надувает губы, прищуривает глаза или как-то иначе демонстрирует своё недовольство, нужно постараться перенаправить его внимание на другой объект, занятие или просто придержать. Если агрессию не получилось остановить вовремя, необходимо убедить ребёнка, что так поступать не следует, это очень плохо.
Психологи считают, что общей проблемой всех родителей является то, что дети дерутся с сестрами и братьями и проявляют агрессивность к незнакомым детям. В детском возрасте у детей часто возникают разногласия и конфликты. Дети имеют разные потребности, желания и способы ведения дел — это свойство делает их уникальными.
Родители должны учить детей осваивать социальные и эмоциональные навыки управления поведением. Если ребенок любит борьбу и очень активен, родители могут предложить ему заняться восточными единоборствами, дзюдо, любыми видами борьбы. Спорт научит маленького непоседу правильным приёмам борьбы, безопасным способам самообороны.
В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение.
Консультация 4. «Дети и жестокость»
Жестокость – это агрессия, направленная на людей или их вещи. Она несет негативный,разрушительный заряд: либо пугает, либо вызывает ответную агрессию.
Часто родители спрашивают, как себя вести, чтобы ребенок не вырос жестоким. Как с этим бороться? Вот несколько советов по этому поводу.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ.
Не слишком ли много Вы говорите «нельзя»? Не применяете ли Вы к ребенку физические наказания? Не общаетесь ли Вы с ребенком в приказном тоне? Если так, то он будет чувствовать постоянное напряжение, которое вызовет у него ответную реакцию – агрессию. Тревожно, если ребенок часто бьет и наказывает игрушки, а на вопрос «почему?» объясняет, что мишка плохо себя вел. НЕ ВАС ЛИ КОПИРУЕТ МАЛЫШ?
НЕ ДОПУСКАЙТЕ ОТВЕТНОЙ АГРЕССИИ.
Если ребенок обозвал Вас или ударил, самой худшей реакцией с Вашей стороны будет агрессия. Ударив или ущипнув ребенка в ответ, Вы покажете, что бить других МОЖНО, но только если они слабее. Тогда не удивляйтесь, если от рук ребенка начнут страдать младшие дети или беззащитные животные. БУДЬТЕ СТРОГИМИ, НО НЕ ЖЕСТОКИМИ.
КОНТРОЛИРУЙТЕ ПРОСМОТР ТЕЛЕПЕРЕДАЧ.
Постарайтесь сократить просмотр мультфильмов про супергероев у дошкольников и учеников младших классов. А детям 3-4 лет вообще не стоит показывать такие мультфильмы. Малыши в этом возрасте активно познают, что «хорошо» и что «плохо», и перенимают от персонажей привычку внедрять добро с помощью кулаков. Не поленитесь и заранее изучите программу, чтобы случайно не включить телевизор, когда будет идти нежелательная телепередача. Если ребенок уже сядет к телевизору, убедить его не смотреть жестокий мультфильм будет очень сложно!
НЕ СМОТРИТЕ ПРИ РЕБЕНКЕ ФИЛЬМЫ СО СЦЕНАМИ НАСИЛИЯ.
Даже если Вы уверены, что ребенок не смотрит телевизор, будучи увлечен игрой в машинки или строительством замка из кубиков,можете не сомневаться: он воспринимает все, что происходит на экране телевизора. Выбирайте для просмотра ужастиков и боевиков время, когда ребенка нет рядом.
Помочь ребенку выразить агрессию так, чтобы никто не пострадал, лучше всего через игры. Психологи выделяют специальные игры, в процессе которых можно проработать агрессивное поведение, выплеснуть эмоции. Эти игры подходят и для группы детей и для того, чтобы играть маме наедине со своим ребенком. Лучше всего для игр выделить отдельное время и никак его не ограничивать.
«ОБЗЫВАШКИ»
Для игры нужен небольшой мяч. Встаем с ребенком друг против друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника «обидным» словом.Правда слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова,например: «Мама редиска!» - «Аня арбузик!» и т. д.
«ПЫЛЕВЫБИВАЛКА»
Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все,что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать и даже кричать.
«ПОДЕРЕМСЯ?»
Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку.Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.
«ФЕЙЕРВЕРК»
Заготовьте пачку цветной бумаги, которую Вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес. А потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с бумагой с пола.
Консультация 5. «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
Играть с детьми интересно и весело. Они полны любви, энергичны, игривы, беззаботны, независимы, непредсказуемы, порой трудны и всегда удивляют. Самый лучший способ развития детей — обеспечить их тем, что им нужно, т. е. окружить их благоприятной средой для изучения и в то же время безопасной средой, людьми, которые будут своевременно реагировать на их эмоциональные и интеллектуальные потребности. Большую роль в развитии ребенка имеет окружающая среда дома. Идеальным условием является наличие детской комнаты, но это не всегда возможно. Одно только наличие детской комнаты, даже самой ультрасовременной, с точки зрения родителей, не решит основную задачу — развивать ребенка. Что же является важным для ребенка, для того чтобы он полноценно развивался и стал гармоничной личностью? Что же такое развивающая среда? В такой среде не должно быть случайных и лишних предметов, все необходимо продумать. Мебель. Ребенка иногда можно сравнить с лилипутом в стране великанов — большинство вещей, интересных ему, являются недоступными. Необходимо подготовить пространство для ребенка так, где все пособия будут доступны и находятся на уровне его роста. Можно приобрести легкие стульчики и столик и коврик, которые ребенок по желанию может самостоятельно перенести в любой уголок комнаты. Но этого недостаточно. Главное, направлять деятельность ребенка так, чтобы он сам пользовался этими предметами, ставил бы их на место, после того, как привел в беспорядок, строил бы снова, после того, как разрушил; чистил бы их, мыл, сметал пыль. Так, создается особая работа, которая, как показал опыт, необычайно подходит маленьким детям. Они и на самом деле все чистят и приводят в порядок и делают это с огромным удовольствием, а вместе с тем приобретают ловкость. Дидактические материалы ипособия. Огромное значение для создания развивающей среды имеют специальные дидактические материалы и пособия. Для чего нужны эти материалы? Любой дидактический материал преследует 2 цели: прямую и косвенную. Прямую ставит перед собой ребенок, например, играет с цветными цилиндрами. Косвенную цель ставит взрослый: когда ребенок собирает эти цилиндры, у него развивается восприятие цвета, он учится координировать движения, концентрировать внимание, а заодно готовится к изучению математики. Для чего нужны эти материалы? Работая самостоятельно с дидактическими материалами, ребенок учится ставить перед собой конкретные цели. Он получает практические навыки разрешения задач. Учится находить собственные ошибки и исправлять их, ведь он действует методом проб и ошибок. Специально подготовленная развивающая среда побуждает ребенка проявить себя с разных сторон. Детская среда должна повторять взрослую, а значит первыми игрушками должны быть вещи, которыми мы взрослые пользуемся в быту. Материалы должны быть: – привлекательными, ребенок, заинтересовавшись какой-то вещью, легко постигает законы мира; – помогать упорядочить постижение ребенком окружающего мира, связать в единое целое реальный опыт и теоретические знания, т. о. ребенок учится понимать природу и ориентироваться в ней; – способствовать удовлетворению малыша желания двигаться. Ребенок узнает свое тело, совершенствует координацию глаз, рук, ног. – Дают возможность самому находить свои ошибки и исправлять их. Дидактические материалы создают развивающую среду. В такой среде ребенок быстро усваивает законы мира: вода текучая, мокрая, разливается; стекло бьется, песок сыплется, предметы бывают широкими и узкими, большими и маленькими и т. д. Чтобы не нарушался порядок в игрушках и дидактических материалах, необходимо систематизировать их. Для этого можно разделить комнату на небольшие зоны, это поможет сохранять порядок и видеть, какое занятие выбирает ребенок. Итак, зоны развития, или Где что лежит. – Зона практической жизни. Где ребенок сможет научиться заботиться о себе (предметы для пересыпания, переливания; рамки с застежками, части одежды со всевозможными застежками, предметы для сервировки стола, предметы для уборки помещения и т. д.). – Зона сенсорного развития. Здесь ребенок может получить все необходимые ощущения: развивать зрение, осязание, вкус, слух, научится различать высоту, длину, форму предметов, познакомиться с их свойствами. – Математическая зона (наборы с геометрическими телами, бусины, коробка с секциями от 0 до 9 (освоение понятия количества, счет). – Зона языкового развития. В этой зоне пополняется словарный запас (шершавые буквы, прописи (углубления в доске), шумовые цилиндры. – Зона естественнонаучного воспитания. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии предметов, о культуре разных народов (географические карты, природные карты (листья, цветы, деревья)). Дополняют окружающую среду такими зонами как музыкальная, зона искусства, двигательной активности и др. эти зоны способствуют дальнейшему всестороннему развитию ребенка. Создайте ребенку развивающую среду! Пусть в вашем доме поселятся разные кубики с буквами и цифрами, яркие карточки со словами и картинками, плакаты, песочные часы, календарь на стенах. Не ограничивайте малыша детскими книжками с картинками. Он с интересом будет рассматривать и взрослые иллюстрации и даже альбомы по искусству. Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц и других ненужных мелочей) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, или просто почаще давайте ребенку играть с предметами домашнего обихода. Ставьте записи с классической музыкой, музыкальными сказками, стихами, держите всегда под рукой краски, пластилин, клей.
И, в завершении, хотелось бы прочесть небольшое стихотворение.
Когда ты с улыбкой глядишь на меня,
Когда обнимаешь и нежишь,
Когда говоришь и внимательно слушаешь,
Я расту, я расту, я расту.
Консультация 6. «Отцовская забастовка или почему папы равнодушны к собственным детям»
Роль мужчины в семье заметно изменилась и во многих домах сводится лишь к функции добытчика. После ежедневных трудовых подвигов в районе дивана раздается характерный «плюх». Все, папа устал. Что кроется за подобным отчуждением? Очень многое, и желание отдохнуть - далеко не на первом месте.
Отцовские стереотипы
У пап много веских причин для уклонения от общения с чадами. Некоторые боятся детей, потому что просто не умеют с ними общаться. Например, мальчики, которые воспитывались в женской среде, став отцами фактически, не понимают, как ими быть психологически. Этот пробел можно восполнить с помощью педагогической и психологической литературы и общения с другими незадачливыми или «задачливыми» папами.
Увы, такие попытки предпринимаются не всеми. Из-за лени, страха быть неуспешным или распространенного стереотипа, что мужчинам неприлично любить детей. Приверженцы такого заблуждения стремятся изображать солидность. Они боятся выглядеть смешными и не позволяют себе расслабиться, чтобы поиграть с детьми.
Но если способность папы на время стать ребенком идет его детям на пользу, то активное застревание в детстве (инфантилизм) препятствует эмоциональному сближению. Проявляется инфантилизм в том, что мужчина ревнует ребенка к жене, конкурируя с ним за ее внимание.
Нежелание общаться с совсем маленьким карапузом папы объясняют своей «бесполезностью» - «тут полностью мамина епархия» - и таким образом теряют возможность установить близкие отношения с малышом, которые формируются в младенчестве.
Важность бытия
Как ни странно, но одним своим присутствием в доме мужчина решает несколько важных психологических задач.
По статистике, страх перед внешним миром - один из главных источников неврозов у современных детей. Отец же - сильный человек, готовый прийти на помощь. В женском подсознании заложено иное: не воевать, а создавать комфортное состояние. Так что именно отец одним своим присутствием дает детям ощущение защищенности.
Никто не отменял и инстинкта стаи, а это значит, что подсознательно мы хотим, чтобы у нас был «вожак» - главный, непререкаемый авторитет. Самым сильным аргументом в детском споре часто бывают слова: «Так мой папа сказал!»
Говорят, что для девочки отец не очень нужен, дескать, она учится быть женственной, подражая маме. Но для кого старается мать? В первую очередь для отца. Мальчики же невольно подражают родителю, подспудно понимая, как важно быть мужественным и четко представлять последствия своих поступков. Эта наука постигается ими не в подростковом возрасте, как многие думают, а в 4-6 лет.
Принижая или недооценивая роль отца, женщины мешают детям реализовать их потребность в авторитете. Впрочем, ребенок будет искать его любой ценой. Но вот куда он пойдет в своих поисках: в сомнительную компанию? Лучше уж с самого начала немного возвысить родного отца, чем потом иметь дело с неуправляемым подростком.
Ошибки мам
Тем не менее, опыт психологов показывает, что в равнодушии отца к ребенку часто повинны авторитарные жены.
Типично. Припомните: сколько раз вы не давали мужу строго наказать проштрафившегося капризу, вставая на его защиту? Неудивительно, что, побывав в роли «злого полицейского» пару-тройку раз, мужчина перестает интересоваться воспитанием, ссылаясь на загруженность и усталость.
Логично. Даже если вы не согласны с мнением мужа, постарайтесь не отменять его решений. Вернитесь к этому вопросу в более спокойной обстановке, наедине.
Типично. Обычно отцы «призываются» лишь для «черной работы», когда нужно взять в руку изделие кожевенной промышленности и наказать им отпрыска. Таким образом, жены делают из отца пугало. «Если не будешь слушаться, я все расскажу папе!» - грозит мама расшалившемуся малышу, освобождая себя от неприятной миссии карателя. Отец в свою очередь с удовольствием берет на себя эту функцию: вот это - истинно мужское занятие, и воспитаем, и авторитет повысим (считает папа). А на деле после «гармоничного» взаимодействия отец воспринимается только как источник наказания, часто несправедливого..
Логично. Не нужно звать отца специально для наказаний. За проступки, совершенные при вас, наказывайте сами, чтобы ребенок не воспринимал папу как профессионального экзекутора.
Типично. Будьте осторожны с иронией. Дети не всегда могут уловить ее оттенки, но запросто могут перенять привычку смеяться над отцом.
Логично. Критикуя детей, не говорите фразы типа: «Весь в папочку» - и не жалуйтесь на мужа в присутствии детей, ведь они всегда хотят видеть его героем, и ваши опрометчивые высказывания заставляют их страдать.
Отлично. Своими действиями вы можете добавить немного блеска главе семейства. Например, не упускайте случая сказать: «Я спрошу у папы» или «Это может знать только отец». Чаще при детях благодарите мужа за покупки, подарки, внимание. А еще рассказывайте им о юношеских поступках их отца, ведь в глазах сына или дочери они имеют героический ореол.
Тест: Плохой или хороший отец
Чтобы взглянуть на мужа глазами ребенка и сравнить его мнение со своим, ответьте по очереди на эти вопросы: сначала сами, потом - малыш. За каждый положительный ответ начисляется один балл.
- Любит ли ваш ребенок проводить время с отцом?
- Рассказывает ли он о папе своим друзьям?
- Нравится ли вашим детям с отцом гулять, ходить в гости?
- Есть ли дело, которое им особенно нравится делать вместе с папой?
- Считаете ли вы, что ребенок гордится своим отцом?
- Замечали ли вы, что детям нравится, когда отец их чему-нибудь учит?
- Разговаривает ли папа с детьми об их делах и друзьях?
- Часто ли ваши дети обижаются на отца?
- Обращает ли папа внимание на внешний вид ребенка?
- Считаете ли вы, что отец хочет быть примером своим детям?
Разница между баллами, набранными в двух тестах, не превышает 4:вы хорошо чувствуете настроение ребенка, и у вас с ним нет противоречий в отношении к отцу.
Вы набрали на 4 и более баллов больше: ваш муж мало значит для малыша. Такой результат - повод задуматься: а как ребенок относится к матери?
Ваш ребенок набрал на 4 и более баллов больше: вы недооцениваете степень привязанности ребенка к отцу. Может, у вашего мужа есть какие-то положительные качества, которых вы не замечаете?
Консультация 7. «Как научить ребенка справляться с гневом»
Вы можете научить ребенка понимать и контролировать “негативные” эмоции.
Когда ребенок злится, его непосредственная реакция – дать тумаков. Это желание вполне естественно, но, если ребенок собирается жить в обществе, с ним нужно что - то делать.
Когда родители вмешиваются в жизнь своих детей, их цель – помочь ребенку понять, как правильно себя вести во взрослом мире. Задумайтесь на минуту: существует ли идеальный способ контролировать гнев? Главное – сохранять равновесие. Если вам что-то не нравится, нужно сказать об этом – уверенно, вслух и как можно раньше – пока вам не захочется принимать насилие. Гнев и насилие – не одно и то же. Человек прибегает к насилию, если не умеет контролировать свои действия.
Взрослый человек умеет сдерживать гнев так, что его проявления не наносят вред и не оскорбляют окружающих. Если ребенок редко злится, его могут посчитать слабаком, и другие дети начнут им помыкать или использовать. Если он впадает в ярость слишком часто, его возненавидят и навесят ярлык драчуна. Вы должны показать детям, как достигнуть идеального баланса – это потребует многих лет практики, начиная с возраста одного года.
ОПРЕДЕЛИТЕ УРОВЕНЬ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» СВОИХ ДЕТЕЙ
Положение ребёнка в семье (старший, младший, единственный ребенок) |
Как ребёнок проявляет гнев 0 никак 1 впадает в истерику, проявляет агрессию и физическое насилие 2 спокойно, уверенно на словах объясняет причины недовольства |
Как ребенок проявляет грусть 0 никак 1 хандрит или впадает в ярость 2 откровенно признаётся, что ему грустно, плачет и хочет обнять |
Как ребенок проявляет страх 0 никак 1 замыкается в себе или нападает, ругается 2 вслух признается в своих страхах и не боится рассказать о них |
Как ребенок проявляет радость 0 никак 1 ведет себя по – дурацки, легкомысленно, возбуждённо 2 признаётся, что ему весело, поет, танцует, обнимается, смеется |
Теперь сложите баллы и определите уровень “эмоциональной грамотности”. Максимальное количество баллов - 8. Если показатель равен 6 и меньше, есть над чем поработать!
Теперь вы сами видите, с какими эмоциями у ваших детей возникают проблемы.
Подбодрите ребенка, позвольте ему высказаться, что он на самом деле чувствует и почему. Маленькие дети могут нарисовать картинку или объяснить, что у них на душе с помощью “веселых” и “грустных” рожиц. Проявите нежность и заботу.
Может, и вы начнете лучше разбираться в своих чувствах и на собственном примере покажете детям, как быть честным с самим собой и найти безопасный способ выражения эмоций.
ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С ГНЕВОМ
- Объясните, что необходимо выражать гнев словами, а не насилием. Дети должны вслух произнести, что они в ярости и рассказать, почему.
- Помогите ребенку найти взаимосвязь между эмоциями и причинами их возникновения. Поговорите с ним, выясните, что спровоцировало вспышку гнева. Маленьким детям иногда нужно помочь “вспомнить”, что же пошло не так. “Ты злишься на Диму, потому что он взял твою машинку?” “Тебе надоело ждать, когда я закончу разговор?” Очень скоро дети сами смогут объяснить, чем они недовольны и почему, вместо того, чтобы сразу переходить к импульсивным действиям.
- Ребенок должен знать, что вы готовы его выслушать и принять во внимание его чувства (но это не значит, что всё будет так, как он хочет). «Я понимаю, почему ты злишься. Я тебя не слушала. Но теперь слушаю.” Или: «Знаю, ты уже устал стоять в очереди, и я тоже, но что мы можем поделать? Может, придумаем занятия поинтереснее, чем мучить маленького братика?”
- Прямо скажите, что насилие – неприемлемый способ выражать гнев. Сразу же пресекайте все попытки после каждой драки, анализируйте негативные последствия и настаивайте на том, чтобы ребенок исправил свою ошибку (т.е высказал недовольство вслух, на словах!)
- Дети должны говорить, чего они ХОТЯТ. Очень часто ребенок начинает хныкать и жаловаться, потому что чего-то НЕ хочет. Настройте его на позитивный взгляд. (- Он меня бьет. - Скажи ему громко, при всех, чтобы так больше не делал. - Маша отняла мой велосипед. - Попроси ее вернуть немедленно. Скажи, что это твой велосипед, и он тебе нужен прямо сейчас.)
- Будьте примером для своих детей. В сложных ситуациях ребенок, скорее всего, будет делать то, что вы делаете, а не то, что вы говорите. Дети лучше научатся контролировать гнев, если вы умеренно проявляете свои эмоции, а не всегда улыбаетесь, ведете себя разумно и сдержанно. Ребенок должен понимать, что его родители - тоже из крови и плоти.
Можно сильно злиться на детей, при этом не унижая их и не прибегая к насилию. Не забывайте о том, что эмоции нужно выражать прямо и непосредственно. Ребенку может потребоваться какое-то время, чтобы научиться справляться с гневом. Радуйтесь, что он демонстрирует хоть какие-то сдвиги в этом направлении – не пытается ударить другого ребенка или вас, а громко произносит: “Я разозлился!“ Даже некоторые взрослые на такое не способны – поэтому считайте, что добились огромных успехов.
ПОКОНЧИМ С ИСТЕРИКАМИ!
Крайнее проявление гнева – истерика.
Устраивать истерики дети учатся случайно. В возрасте от восемнадцати месяцев до двух лет ребенку приходится многому научиться - переживать разочарование, ждать, смиряться, когда отвечают “нет”. Когда ребенок впервые в жизни закатывает истерику, сила собственного гнева поражает его – он полностью теряет над собой контроль, и испытывает нечто, что раньше ни с ним, ни с вами никогда не случалось. Иногда все происходит так внезапно, что сам ребёнок напуган до смерти! “Что это было?” – cпрашивает он сам себя, плачет и просит у вас утешения. С этого самого момента маленькие дети начинают понимать, что они делают и полностью контролируют свои эмоции. «Вот, смотри, я кричу во все горло, так-так, падаю на асфальт… немного соплей для достоверности …здорово, все получилось!“
Зачем ребенку так себя вести? Частично он испытывает облегчение, выпустив недовольство. Но основная мотивация любого малыша – произвести незабываемый эффект на взрослых! Ведь если устроить истерику, взрослые смущаются, пугаются, становятся напряжёнными и иногда исполняют все твои желания! Таким образом, истерики, как крайнее проявление гнева и разновидность эмоционального шантажа, могут войти в привычку.
КАК БОРОТЬСЯ С ИСТЕРИКАМИ?
- НЕ ПООЩРЯЙТЕ ИСТЕРИКИ. Самый первый и самый важный шаг – принять твердое решение. Ваш ребенок никогда не получит то, что он хочет, в результате истерики. Может, в прошлом вы пытались откупиться от него, чтобы он замолчал, но больше этого не произойдет.
- ЗАЙМИТЕСЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ. Если истерика началась, делайте все что нужно, чтобы ее прекратить. Некоторые не обращают на детей внимания и уходят (хотя это трудно сделать), другие хватают за шкирку и относят в комнату или в машину. Выбор зависит от вас или от ситуации. Гораздо более важно предотвратить последующие истерики, что приводит нас к следующему этапу…
- РЕБЁНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ НАКАЗАН. Когда истерика закончится, не оставляйте всё, как есть. Ваш ребенок должен понять, что так выражать гнев просто нельзя. Когда вы и ваш ребенок успокоитесь, настанет время проучить его. Пусть сидит у себя комнате, стоит у стены или ждет, пока вы оба вернетесь из супермаркета. Ребенок должен столкнутся с ситуацией лицом к лицу и извиниться, сказать, что вывело его из себя, что он сделал неправильно. Можно придумать практическое наказание, если он закатил действительно жуткую истерику, или если это происходит не в первый раз – отнять игрушку, запретить смотреть телевизор и т.д.
- ПЛАНИРУЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ. Истерики - верный показатель того, что родители и дети переживают слишком сильный стресс. Хотите, чтобы ваша жизнь стала легче - тогда проследите, какие именно ситуации вызывают недовольство у вас и ваших детей. Сделайте все возможное, чтобы свести такие случаи к минимуму. Если ваши дети не любят долго ходить по магазинам, идите сами, а детей оставьте с няней, или сократите время пребывания в магазине, чтобы ребенок привык быть с вами, но не рассчитывал на ваше внимание. Предусмотрите заранее те случаи, когда будете заняты или слишком раздражены, чтобы детям было чем заняться и с кем поиграть час или два.
Консультация 8. «Искусство хвалить ребенка»
Надо ли хвалить ребёнка?
Наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребёнка. Хвалить надо, но как? Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением или похвалой и одобрением. В похвалевсегда есть элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая!».
Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребёнокскоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребёнок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать её. (А почему ты меня сегодня не похвалила). Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких то своих соображений.
А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребёнка? Лучше всего просто выразить ему ваши чувства. Используйте местоимения «Я», «Мне» вместо «Ты»:
Дочь: Мама, сегодня я в детском саду поливала цветы!
Мама: Я очень рада! (Вместо: «Какая ты у меня молодец!»)
Сын: Ведь, правда, я плохо выступил?
Папа: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то).(Вместо: «Ну что ты? Ты выступил, как всегда, блестяще!»).
Приведём отрывок из письма одной родительницы в редакцию «Учительской газеты»:
«Я много читала статей и книжек про воспитание детей. В некоторых встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали. Дело в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили. Привыкаешь к этому очень быстро, и меня раздражало и огорчало, что, когда подросла, не всегда отмечали похвальной оценкой, помощь по дому и т. д. В школе, в университете я уже не могла без хвалебных слов- у меня просто руки опускались, ничего не хотелось делать, пока не заметят. Ждёшь, в конечном счёте не результата, а похвалы. И вот сейчас я прочитала в «Родительской газете» (Наконец-то! Реальный ответ, как надо говорить ребёнку: «Я рада, что ты так сделал», а не «Ты молодец»).
Теперь я буду использовать такой приём в общении со своими детьми».
Родители должны твёрдо запомнить: оценивать должны только поступки ребёнка, а не его сассамого.
cамого.
Американский детский психолог Х. Дж. Джайнотт в своей книге «Родители и дети» приводит пример правильной похвалы: «Восьмилетний Джим хорошо поработал в саду: собрал листья, выбросил мусор, сложил инструменты. Матери понравилась его работа,и она сказала сыну: «В саду было так грязно. Я даже не думала, что можно всё убрать за один день. Вот это работа!». Мальчик почувствовал гордость от похвалы за конкретный поступок и с радостью бросился помогать маме, чтобы заслужить её ещё раз. Напротив,если бы он услышал слова: «Ты чудесный сын! Настоящий мамин помощник!», то это вызвало бы тревогу. Ребёнок знает, что он не такой уж чудесный, и, конечно убедится в этом, совершив какой-то поступок. Вспомните, наверняка не раз, когда в доме было всё в порядке,и вы говорили сыну: «Вот видишь, ты же можешь вести себя хорошо. Ты такой послушный у меня», он вдруг становился невыносимым. Это нормальная реакция на переоценку. Из любви к вам он так старался быть хорошим, вспоминая многочисленные «нельзя», что просто не выдержал. Часто это случается после поездок в гости, где ребёнок «накрученный» до этого родителями, играл роль примерного сына или дочери.
Не бойтесь, что у детей отсутствие общепринятой похвалы разовьёт комплекс неполноценности. Они сами оценят себя и свои способности, если вы похвалите конкретный поступок. Главное, не забывайте этого делать, старайтесь замечать всё, что у ребёнка хорошо получается.
Консультация "Укрепление здоровья ребёнка - одно из слагаемых успешной учёбы"
«Здоровье-это вершина, которую каждый должен покорить сам» (восточная мудрость)
Здоровый образ жизни — это стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья
При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Здоровый образ жизни школьника включает:
- правильное питание
- занятие физическими упражнениями
- закаливание
- соблюдение режима дня
- соблюдение норм гигиены
- отказ от вредных привычек.
Правильное питание школьника должно быть:
- соответствующим возрасту;
- желательно четырехразовым;
- сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
- полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
Здоровье зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % .
Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение).
Здоровью надо учить.
Вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно.
Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.
Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. Соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Режим дня – это режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Режим - это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты:
- учебные занятия в школе;
- учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
- сон;
- питание;
- занятия физическими упражнениями;
- отдых;
- занятия в свободное время.
Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.
Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.
- Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
- Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. После прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.
Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.
Потребность в сне составляет:
в 10-12 лет – 9-10 часов,
в 13-14 лет – 9-9,5 часов,
в 15-16 лет – 8,5-9 часов.
Ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.
Сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.
Питание
Народная мудрость гласит:
- «Какова еда и питье – таково и житье».
- «Ешь правильно – и лекарство ненадобно».
Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.
Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье.
Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.
Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.
ДЕТИ И ОТКРЫТЫЕ ОКНА
Летом вопрос безопасности ребенка при открытых окнах особенно актуален. Дети тянутся к открытым окнам, как к дверям, открытым в огромный мир. Они совершенно не задумываются о том, насколько это может опасно, поэтому об этом должны позаботиться взрослые.
Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми - ежегодно с наступлением весны отмечается рост несчастных случаев, которые связаны с выпадением маленьких детей из окон. Как подтверждает медицинская статистика, через клинические больницы, которые специализируются на детском травматизме, ежегодно проходят десятки людей, выпавших из окон. В большинстве случаев дети получают тяжелую сочетанную травму, которая сопровождается черепно-мозговыми травмами, повреждением центральной нервной системы, конечностей, костей, внутренних органов (разрывом селезенки и печени), что требует длительного лечения и восстановления, которое может исчисляться неделями, а то и месяцами.
Основные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь и здоровье детей:
- ребенок не может находиться без присмотра в помещении, где открыто настежь окно или есть хоть малейшая вероятность, что ребенок может его самостоятельно открыть;
- фурнитура окон и сами рамы должны быть исправны, чтобы предупредить их самопроизвольное или слишком легкое открывание ребенком;
- если оставляете ребенка одного даже на непродолжительное время в помещении, а закрывать окно полностью не хотите, то в случае со стандартными деревянными рамами закройте окно на шпингалеты и снизу, и сверху (не пренебрегайте верхним шпингалетом, так как нижний довольно легко открыть) и откройте форточку;
- в случае с металлопластиковым окном, поставьте раму в режим «фронтальное проветривание», так как из этого режима маленький ребенок самостоятельно вряд ли сможет открыть окно;
нельзя надеяться на режим «микропроветривание» на металлопластиковых окнах - из этого режима окно легко открыть, даже случайно дернув за ручку;
не пренебрегайте средствами детской защиты на окнах: металлопластиковые окна в доме, где есть ребенок, просто необходимо оборудовать специальными устройствами, блокирующими открывание окна;
- воспитывайте ребенка правильно: не ставьте его на подоконник, не поощряйте самостоятельного лазания туда, строго предупреждайте даже попытки таких «игр»;
- объясняйте ребенку опасность открытого окна из-за возможного падения.
ПОМНИТЕ! Только бдительное отношение к своим собственным детям со стороны вас, родителей, поможет избежать беды!
Проверьте прямо сейчас, где находятся ваши дети!
Уважаемые родители!
Запомните 7 правил, чтобы не допустить нелепой гибели вашего ребенка!
1 ПРАВИЛО: Не оставлять окно открытым, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить ее навсегда.
2 ПРАВИЛО: Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна. Ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно упирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже годовалого ребенка.
3 ПРАВИЛО: Не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей.
4 ПРАВИЛО: Не ставить мебель поблизости окон, чтобы ребенок не взобрался на подоконник.
5 ПРАВИЛО: Не следует позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.
6 ПРАВИЛО: Тщательно подобрать аксессуары на окна. В частности, средства солнцезащиты, такие как жалюзи и рулонные шторы должны быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребенок может с их помощью взобраться на окно или запутаться в них, тем самым спровоцировать удушье.
7 ПРАВИЛО: Установить на окна блокираторы, препятствующие открытию окна ребенком самостоятельно.
ПОМНИТЕ!
Существуют различные средства обеспечения безопасности окон для детей. Стоимость некоторых из них доступна каждому.
Развитие творческих способностей детей в летний период
Лето – это удивительная и веселая пора, время, когда возможно практически все. Можно весь день гулять на свежем воздухе среди зеленой травы, цветов, радоваться ласковому солнцу, щебетанию птиц, вволю наиграться с песком и водой. Летом проще всего поверить в чудеса. Ведь они совсем рядом, нужно только повнимательнее посмотреть вокруг, и мы увидим, что одна шишка похожа на елку, а другая – на ежика, плод шиповника напоминает птенчика. Поделки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. Лето – благодатная пора для развития творческих способностей детей, обогащения их чувств и впечатлений. Это золотая пора сенсорного развития. Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для здоровья, но и имеет большое воспитательное значение. Она помогает развивать у детей интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней, формирует художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку и изобретательность, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение. Лето – это «маленькая жизнь», полная радостных событий и творческих открытий. Короткое время, за которое все надо успеть: посадить огород, построить замок из песка, рассмотреть муравейник и улиток в водоеме, собрать шишки и красивые камушки, засушить всевозможные цветы и листья, а также загореть, вырасти и стать настоящими мастерами по изготовлению поделок из природного материала. Дети с нетерпением ждут лето, полное игр и ежедневных открытий.
Замечательно, когда родители или близкие люди наравне с детьми мастерят, экспериментируют и радуются, рассматривая созданные шедевры. Ведь в творчестве все равны: и взрослые, и дети.
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка?
1. Нетворческих детей не бывает
Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству. Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.
2. Творческое расписание
Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.
3. Отдыхайте от гаджетов
Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.
4. Творческий уголок
Каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.
Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.
Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.
5. Устраивайте творческие приключения
Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы. Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность.
6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку
Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.
7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь
Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.
8. Одаренность не главное
Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.
9. Не контролируйте ребенка
Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.
10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек
Дети обожает больше играть не с дорогими игрушками из магазина , а с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.
Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка.
Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.
11. Познакомьте ребенка с творческими людьми
Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное, творчество заразительно!
12. Превратите будничные дела в праздник
Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела. Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри. А перед сном позвольте ребенку самому выбрать, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.
13. Давайте немного поскучать
В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука не синоним стагнации — все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности. Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое. Слишком сложно?
14. Устраивайте творческие вечера
Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку
15. Пробуйте!
Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.
16. Сохраняйте моменты творчества
Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.
Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.
17. Выставка работ
Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.
18. Гуляйте на природе
Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. Природа подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.
19. Рассказывайте истории
Все дети фантазируют и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.
20. Главное, чтобы было весело
Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.
Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова
21. Хвалите ребенка
Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.
22. Читайте книги с детьми
Во все времена родители любили читать детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки. Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать. Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.
23. Как понять, что нравится
Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.
24. Не нужно быть идеальными
Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.
Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.
25. Процесс важнее результата
Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.
Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.
Пока дети знают, что им есть куда стремиться, они будут продолжать развиваться.
26. Если ребенку нравится литература, посещайте:
- поэтические или литературные чтения для детей;
- библиотеки и книжные магазины;
- мероприятия, где дети читают вслух;
- книжные выставки;
- литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.
27. Если нравится музыка, ходите на:
- бесплатные концерты на открытом воздухе;
- концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые», и ребенок не устает);
- выступления в музыкальных школах, домах творчества и студиях, где играют сами дети;
Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.
28. Если нравится искусство, посещайте:
- выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
- фестивали художественного и прикладного творчества;
- мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с деревом и металлом, тканью, кожей, гончарное дело, ювелирное ремесло);
- музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
- мастер-классы по рисованию, лепке и другим видам искусства на свежем воздухе.
29. Если нравится театр, проводите время, посещая:
- детские спектакли;
- фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.
Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.
30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться
Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.
Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.