Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Просвещение для родителей

Дата: 15 июля 2020 в 09:23, Обновлено 8 декабря 2021 в 14:33

Консультация 1: "Дети и компьютер"

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Что же такое компьютер? Добро или зло? Чем является компьютер для ребенка? Игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой. В чем же его особенность? Чем он отличается от любой другой игрушки?</font></font></font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Компьютер является интерактивным средством.</font></font></font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Компьютер - это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.</font></font></font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребѐнка.</font></font></font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Компьютер – многовариативный дидактический материал.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Как видно из всего вышеизложенного – компьютер, действительно необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребѐнка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. И соответственно, можно выделить его положительные и отрицательные стороны.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Польза компьютера.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Предубеждений, касающихся компьютера, существует несколько. Одно из них следующее: частое пребывание в виртуальном мире наносит вред эмоциональному и интеллектуальному развитию. Ребёнок становится рабом сети Интернет, то есть он теряет интерес к саморазвитию, ручному труду и самостоятельному мышлению.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Но при всём этом компьютер всё-таки имеет немалое количество плюсов, значительно облегчающих человеческую жизнь. Помощь в выборе увлечения, различные обучающие программы, возможность получить любую информацию и т. д. - всё это помогает вашему ребёнку.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Конечно, ребёнок может случайно (а может, и нет) попасть на сайты, от которых вам бы хотелось его уберечь. Это может быть и сообщество националистической организации, и секта - всё, что угодно. Но ведь с этим можно столкнуться и в реальности. Наверное, тут противопоставить можно только интерес к жизни ребёнка и ваши с ним доверительные отношения.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Второе предубеждение заключается в том, что из-за компьютера ребёнок перестаёт общаться со сверстниками в реальности, ведь виртуальный мир кажется ему гораздо более интересной. Но это является заблуждением.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Если ваш ребёнок мало общается с одноклассниками, компьютер в этом не виноват. Наоборот, когда ребёнок необщителен, он проводит много времени, сидя за компьютером. И, благодаря такому времяпровождению, он может найти новых друзей со схожими вкусами и интересами.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Многие люди не одобряют компьютерные игры. Они считают, что игры отвлекают детей от учёбы, формируют жестокость и так далее. Но есть люди, одобряющие такую форму детских развлечений.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Во-первых, компьютерные игры приносят удовольствие детям. Во-вторых, во время прохождения какой-либо игры, у ребёнка формируются качества, которые не раз пригодятся ему в жизни. Он учиться добиваться определённых целей, доводить дело до конца, улучшать свои результаты. Проявляя настойчивость, ребёнок, тем самым, развивает её. Также игры способствуют интеллектуальному развитию, ведь во многих из них нужно выбирать между несколькими вариантами решения и проявлять смекалку. В-третьих, игры бывают не только развлекательными, но и обучающими и развивающими. Вы можете приобрести своему ребёнку игры, способствующие стремительному развитию логического мышления, памяти и пространственного мышления.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Стоит отметить, что компьютерные игры имеют ещё одно немаловажное значение - снятие нервно-психического напряжения. Сражаясь с драконами, играя в гонки, ребёнок быстро успокаивается, так как в то время, когда он играет, он выплёскивает все отрицательные эмоции.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Вред компьютера.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Конечно, все родители заботятся о своих детях и пытаются сохранить их здоровье от различных внутренних и внешних факторов. В том числе и от компьютера. Обычно компьютер вредит зрению и от него исходит излучение.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Учёные считают, что уровень излучения от жидкокристаллических мониторов ниже, чем у обычных телевизоров. Имеется в виду электромагнитное излучение. Другие же виды, среди которых рентгеновское, ультрафиолетовое и инфракрасное, ничтожно малы.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">А вот нагрузка на зрение действительно является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах. Время от времени посещайте офтальмолога.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Также, сидя за компьютером, ребёнок может получить сколиоз - искривление позвоночника. Контролируйте его, следите, чтобы он держал осанку, приучайте его к этому.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">И последняя, очень важная информация. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок вёл не пассивный, а активный образ жизни. Иначе, если он слишком много времени будет проводить за компьютером, у него может выработаться компьютерная зависимость. Это болезнь не принесёт никакой пользы ни вам, ни вашему ребёнку, так что остерегайтесь её. Помочь вылечиться от компьютерной зависимости могут психотерапевты и психологи.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Вот несколько правил, которые учѐные рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.</font></font></font></font>

  •  <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Ребѐнок может работать за компьютером не более 15 минут в день.</font></font></font></font>

  •  <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.</font></font></font></font>

  •  <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">В течении недели ребѐнок может работать с компьютером не более трѐх раз.</font></font></font></font>

  •  <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.</font></font></font></font>

  •  <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box; outline: 0px;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box; outline: 0px;">Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребѐнка.</font></font></font></font>

  •  <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Расстояние от глаз ребѐнка до монитора не должно превышать 60 см.</font></font></font></font>

  •  <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">В процессе игры ребѐнка на компьютере необходимо следить за соблюдением правил правильной осанки ребѐнком.</font></font></font></font>

  •  <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.</font></font></font></font>

  •  <font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.</font></font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"><font size="3"><font style="box-sizing: border-box;">Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития ребенка.</font></font></font></font>

 
Консультация 2: «Учимся обсуждать проблемы с детьми, а не указывать на недочёты»
 

image1Все родители переживают за своих детей и желают им только добра. Однако некоторые взрослые переживают так сильно, что из-за своих эмоций даже не могут подобрать нужных слов, чтобы правильно донести до ребёнка свои мысли и при этом не обидеть его. А ведь, на самом деле, это просто. Главное – следовать простым правилам, которые помогут найти с детьми общий язык.

Правило первое: обсуждайте не ребёнка, а его поступки

Дети очень эмоциональны, чувствительны, ранимы и хотят, чтобы родители гордились ими, поэтому тяжело переносят критику. К тому же, не все дети понимают намёки и воспринимают слова взрослых буквально.

К примеру, когда родители говорят: «Горе моё», «За что мне такое наказание?», то они хотят донести до ребёнка информацию о том, что он сделал что-то не так и должен исправиться. Но дети ещё не умеют выстраивать логические цепочки. И подобные фразы воспринимают буквально: «Я горе для мамы/папы».

Поэтому родителям лучше разговаривать с детьми на понятном им языке, и обсуждать не самого ребенка, а поступок, который он совершил. К примеру, если ребенок получил на уроке двойку, то родителям рекомендуется в спокойной обстановке выяснить почему это произошло, что помешало выполнить задание учителя. Такой разговор с ребенком позволит установить с ним доверительные отношения, и в будущем он не будет бояться обсуждать с вами свои проблемы, потому что будет знать, что вы ему поможете их решить, а не просто раскритикуете.

Правило второе: не сравнивайте ребёнка

В разговорах с детьми нельзя их сравнивать с другими детьми или вообще с кем-либо. Часто можно слышать такие фразы: «Вася, всегда приходит домой вовремя, а тебя не дозовешься», «У Маши всегда пятёрки, а для тебя тройка – достижение».

Подобными фразами родители только понижают самооценку ребенка, он понимает, что хуже остальных детей. А ведь родители хотели всего лишь сказать, что ему надо: научиться следить за временем и лучше учиться.

Поэтому правильнее, например, сказать так: «Пожалуйста, будь пунктуальным, старайся приходить в то время, о котором мы договариваемся – это очень важно».  Затем можно выяснить, по какой причине ребёнок задержался. И разговор нужно вести спокойным тоном, без повышения голоса.

Конечно, приводить положительные примеры, на которые ребенок мог бы ориентироваться, можно и нужно, но без сравнений. Допустим, фразу допустимо построить так: «Пунктуальность – это качество дисциплинированных людей, например, твой папа всегда приходит вовремя – коллеги ценят его за это, потому что в пунктуальности проявляется уважение к другим людям».

Правило третье: не обвиняйте ребёнка в неудачах

Дети только учатся жить, поэтому неправильно ожидать от них того, что уже умеют взрослые.

Сгоряча родители могут сказать: «Ты неумейка, сколько тебя не учи – всё бестолку», «Что ты натворил (натворила)?».

А между тем, ошибки детей – это, на самом деле, ошибки родителей. Ведь дети умеют ровно то, чему их научили. Ну а если ребенок медленно усваивает, так это тоже не его вина. И критикой можно добиться лишь того, что ребенок вообще перестанет делать то, что у него плохо получается, у него будет низкая мотивация, неуверенность в своих силах, безынициативность.

Поэтому родителям рекомендуется заменять привычные фразы, например, на такие: «Давай попробуем сделать это еще раз, я тебе помогу», «Попробуй ещё раз, у тебя обязательно получится!», «Я очень радуюсь твоим успехам» (эту фразу надо говорить даже при незначительных успехах).

Правило четвёртое: ребенок полноценный член общества

Взрослые не любят, когда дети вмешиваются в их разговоры. И могут сказать: «Не суй нос, куда тебя не просят» или «Не твоего ума дело».

Безусловно, дети не должны присутствовать при взрослых разговорах. Но это не означает, что их надо унижать, когда они из-за своего любопытства всё же вмешиваются в беседу.

Обидные фразы, которые в будущем могут вообще отбить у ребенка желание участвовать в каких-либо обсуждениях и спорах в компаниях, лучше заменить на такие, которые не унизят ребенка, но объяснят ему его ошибку: «Твое мнение важно для нас, но сейчас у нас очень важный взрослый разговор, и дети не должны участвовать в таких разговорах».

Ну а если папам и мамам принципиально, чтобы ребенок вообще не слышал каких-либо обсуждений, тогда его можно заранее попросить какое-то время не входить в комнату.

Если же разговор не имеет важности, то ребенку можно дать право находиться в комнате и высказываться. Потому что даже первоклассники уже чувствуют себя взрослыми и хотят, чтобы их мнением интересовались.

Правило пятое: не убивайте словом

Все знают, что словом можно убить, а можно и спасти человека.

Поэтому, если родители не хотят вырастить из ребенка неудачника, неуверенного и несамостоятельного человека, то они не должны говорить ребенку такие фразы: «Без разрешения никогда ничего не делай!», «Тебе нельзя пирожки, ты уже и так самая толстая в классе».

После таких фраз ребенок в лучшем случае обидится на родителей, а в худшем -  перестанет верить в себя и свои силы. А ведь всем родителям хочется, чтобы их дети были уверенными в себе и самостоятельными.

Разумнее говорить так: «Давай обсудим, а потом ты сделаешь сам», «Ты очень самостоятельный – я тобой горжусь!».

А что касается внешности, то родители вообще не должны критиковать детей, лучше записать ребенка в секцию, театральный кружок, готовить ему вкусную и здоровую еду, и вместе радоваться достижениям.

Важно помнить, что для детей родители – это не просто мама и папа, а главные люди в жизни, от которых ребенок ждёт защиты, помощи, советов, но никак не унижений и критики. Нельзя забывать, что даже если дети рассуждают, как взрослые всё равно они всё ещё дети, и невзначай, со зла сказанное слово может изменить всю их жизнь не в лучшую сторону. Поэтому родители должны исключить из общения с детьми такие фразы как «уйди с глаз долой», «это твои проблемы», «как ты мне надоел». Чтобы не случилось, нужно найти в себе силы и сказать: «Я тебя люблю. Давай разберёмся вместе!

Консультация 3: «Уважение - как неотъемлемая часть формирования личности»

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">Уважение</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"> - почтительное отношение, основанное на признании чьих - нибудь достоинств.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">В настоящее время среди образовательных целей и приоритетов образовательной отрасли, важное место занимает воспитание человека, который способен с </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважением относится к людям</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">, и предполагает </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">формирование таких качеств</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">, как доброжелательность, честность, сострадание и вежливость, что является структурной основой </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважения к старшим</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">, а так же </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">формирование</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"> потребности в реализации этих качеств, стремление к толерантному взаимодействию между людьми.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">Уважение и уважительное</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"> отношение - это не только цель образовательного процесса, а прежде всего потребность ребенка. Каждый ребенок - это </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">личность</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">, у которой есть уникальная индивидуальность, язык и чувства. И эта </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">личность заслуживает уважения</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">. Мы - </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">родители и педагоги</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">, никогда не сможем воспитать </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважительное отношение у детей</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">, не относясь с </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважением к самим детям</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">. Когда мы требуем от детей </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважения</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">, мы </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">часто</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">имеем ввиду выполнение наших указаний, заданий и правил, что не совсем отражает это понятие. Как бы вы чувствовали себя если бы кто-то говорил над головой? Разговаривал о ваших неудачах "во всеуслышание", как будто Вас здесь и нет? Постоянно перебивали и не учитывали Ваше мнение? Не поддерживали? И многое другое. Если Вам ничего не объясняют и относятся к Вам с пренебрежением, Вы наверняка почувствуете злость и обиду. А представьте что чувствует ребенок! Если с ним обращаются без должного </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважения</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">, его самооценка будет снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими., и в конечном итоге никакого </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважения</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"> сего стороны Вы и не увидите. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">Зачастую</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"> такие дети просто уверены, что с ними что-то не так, нередко это становится их подсознательным убеждением. Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (это одна из детских проблем, если у них не получается удовлетворить свою потребность хорошим путем, то скорее всего они попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безопасным способом </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">(злость, ложь, бунт, дерзость и т. д.)</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">Таким образом, если мы хотим, чтобы наши дети </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважали себя и других</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">, в первую очередь нам необходимо быть вежливыми самим, проявлять внимание и </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважение к окружающим</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">. Исходя из вышесказанного, были разработаны рекомендации </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">родителям и педагогам по обучению уважению и самоуважению</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">1. Будьте достойны </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважения ребенка</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">2. Будьте внимательны к ребенку, слушайте его и учите быть таким же.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">3. Ознакомьте ребенка с нормами </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважения</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"> по отношению к другим людям, не приучая отставлять в сторону свое </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">самоуважение</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">4. Необходимо самому быть примером в </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважении для ребенка</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">5. Не вешайте ярлыки на ребенка.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">7. Поддерживайте ребенка,его веру в свои возможности и желание самовыражения.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">8. Поменьше командуйте и побольше советуйте.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">9. Не воспринимайте детей как неодушевленный предмет, которым можно манипулировать, постарайтесь видеть в них полноценную </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">личность</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">Следует помнить, что у детей тоже есть чувства, и то как говорить, иногда важнее, чем что говорить. Это не означает, что у ребенка должна присутствовать вседозволенность и ему нельзя предъявлять требований. Просто понимание взрослым того, что ребенок нуждается в </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважении</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;"> будет приводить его к развитию, приносить пользу его детям, и ему самому. Необходимо принять жизнь ребенка и его право быть разным!</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">В дошкольном возрасте ребёнок активно постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми. Во взаимоотношениях с другими людьми – взрослыми и сверстниками находится теперь </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">источник переживаний ребёнка</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box; outline: 0px;">. Дошкольник чрезвычайно зависим от отношения окружающих к нему. Если они относятся к ребёнку ласково, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Это имеет определяющее значение для нормального психического и личностного развития ребёнка, выработке у него положительных качеств и доброжелательного отношения к окружающим.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">Давайте будем внимательны к чувствам своего ребёнка! Ребёнок нуждается в любви взрослого, и его чувства зависят от этой любви.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">Если вы встретите на улице солидного мужчину с нелепым бумажным галстуком, или стильную даму с несуразной бисерной брошкой – не спешите смеяться над ними, знайте – у них есть дети, которых они очень любят и </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">уважают</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="box-sizing: border-box;">.</font></font>

Консультация 4: «Семейное собрание как форма разрешения конфликтных вопросов»

Педагог.

   Тема собрания выбрана не случайно. Вечные конфликты «отцов и детей», как разобраться в них? Где скрываются источники этих конфликтов? Как решить спорные конфликтные ситуации? Чтобы разобраться в этих нелёгких вопросах, мы и пригласили вас, уважаемые родители, к такому серьёзному разговору. Итак, мы начинаем.

               Отец поздравил сына с днём рожденья.

               «Тебе – 17. Ну, совсем большой!

                И через год получишь разрешенье на прегрешенья взрослых:

                На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»

                Сын посмотрел задумчиво в окно:

                «Спасибо, папа, за слова привета,

                Но сигареты, водку и вино

                Уж года три, как бросил я всё это».

Конечно, это стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой. Какой?

Ответ. Отец ничего не знал о жизни сына, его привычках и поступках. Действительно, в наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах и переживаниях. Разобщённость и даже отчуждённость царят в этих семьях. Отсюда возникает у ребят желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а «не пилят» и не придираются к ним постоянно. Статистика же показывает, что большинство наркоманов, токсикоманов, людей, совершающих правонарушения и преступления, выросло именно в благополучных семьях.

Уважаемые родители, приглашаю Вас к обсуждению. Как вы считаете?

  1. Благополучная семья – это какая?  (В которой есть взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие).
  2. Неблагополучная семья какая?  (В которой нет уважения друг к другу, царит отчуждение, могут совершаться аморальные поступки).

Но даже в благополучной семье бывают конфликты. Несомненно, сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи, особенно сейчас, когда родители воспитывались в социалистическом обществе, а дети – при замене его другим, похожим на западное, капиталистическое. Проблемы есть. Так что же такое конфликт?

Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Причина конфликта – противоречия, вызванные различными или даже противоположными интересами.

Родителям предлагается разыграть диалог.

Дочь.  Мама, дай мне, пожалуйста, книгу.

Мать.  Отстань от меня. Мне не до тебя, голова болит.

Дочь.   Почему ты так грубо со мной разговариваешь?

Мать.   Ну, что я тебе такого сказала?!

Обсуждение ситуации.

Как вы думаете, это конфликт? Вы считаете, что эту ситуацию нельзя назвать конфликтом? Здесь нет объекта столкновения, здесь нет противоречия интересов. Но ведь столкновение налицо. Это так называемый пустой конфликт. Столкновение обусловлено плохим самочувствием одного из субъектов. И таких пустых конфликтов очень много в нашей жизни.

Источники конфликтов могут быть разные.

Это и систематическая неуспеваемость, конфликты с учителями, родителями, товарищами. В результате формируется устойчивый дискомфорт, тревожность, неуверенность в себе. Также причиной отклонения в поведении детей и подростков может являться задержка в психическом развитии, умственная отсталость, нарушения обменных процессов (пониженная или повышенная упитанность) и т. д.

Конфликты по своей сущности разнообразны. Наибольшие трудности возникают с детьми от 12 до 17 лет. Это и «возрастные кризы», акселерация, инфантилизм, особенности поведения, обусловленные дефектами воспитания, незрелость эмоционально-волевой сферы. Ведь при слабом воспитательном контроле подросток легко может попасть под дурное влияние. В последнее время беспокойство вызывают различные негативные явления в молодёжной среде: курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, правонарушения, хулиганство и т. д.

Без тщательного учёта всех этих причин невозможна успешная борьба с отклонениями в поведении ребят. В семьях часто возникают ситуации, из которых бывает нелегко найти выход.

Предлагаю вам, уважаемые родители, разобраться в некоторых спорных проблемных ситуациях и решить несколько.

Ситуация 1.

Играя с мячом во дворе, Юра нечаянно попал в электрическую лампочку, висевшую над дверью подъезда. Лампочка разбилась, отец выходит из дома с грозно нахмуренными бровями.

-Это ты разбил лампочку?- сурово спрашивает он.

-Нет. Это не я,- лепечет Юра, растерявшийся от отцовского вопроса, хотя минуту назад и не думал лгать.

-Как не ты? Я же видел в окно. Ты ещё и лжёшь? Мать!..- кричит отец, повернувшись к дому. –Сынок-то наш, мало того, что озорник, непослушник, он ещё и лгун, оказывается.

Как бы вы поступили на его месте?

Ответ.

Спокойно выслушать сына и предложить сбегать за табуреткой и лампочкой. Вместе исправить ситуацию.

Во-первых, мальчик в душе испытал бы благодарность к отцу – его отец самый лучший, самый справедливый.

Во-вторых, это был бы предметный урок того, что в исправлении своей ошибки участвует сам ребёнок. Наказание должно быть понятным ребёнку.

Ситуация 2.

Миша вместе с родителями отдыхал летом у бабушки в деревне. Здесь он подружился с Ваней. Мать дала Ване поручение навести порядок во дворе дома. Мальчик принялся за дело, а Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает у соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: «Ишь ты какой хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри сколько пыли на твоём костюме».

Мальчик расстроился, сел на лавочку у дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.

Оправдываете ли вы поведение матери или нет?

Как бы следовало поступить в данной ситуации?

Ситуация 3.

Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнял это поручение. Однажды, возвратившись из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришёл огорчённый и в слезах рассказал о случившемся. «Бестолочь, - возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки!» Мальчик молча выслушал упрёки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

Как бы вы поступили на месте Витиной мамы?

Какой педагогический вывод следует сделать из описанной ситуации?

Ситуация 4.

Мне 16 лет. Возможно, это время могло бы быть самым прекрасным в моей жизни. Я говорю своей маме: «У меня должна быть своя личная жизнь». А она мне отвечает: «У тебя сейчас не должно быть никакой личной жизни, кроме учёбы». Я говорю ей, что учусь хорошо. А она: «Этого недостаточно, ты должна целыми днями сидеть за книгами». И вот я учусь, что есть силы, кляну в душе эти книги, родителей. Так и хочется выпрыгнуть из окошка и полететь…навстречу свободе.

Как помочь этой старшекласснице?

Оцените позицию родителей. Правы ли они?

Итак, очень часто бывает, что конфликты имеют тенденцию к увеличению степени напряжённости в отношениях, а это означает, что не разрешённый вовремя конфликт быстро приобретает новую, более острую форму своего проявления. Поэтому так важно научиться предвидеть последствия своих слов и действий, и предупредить конфликт.

Представьте себе, что перед каждым из вас изображение лестницы, на ступенях которой расположены способы разрешения конфликта по мере его углубления. Это лестница, по которой не стоит подниматься. Здесь лишь два первых способа разрешения конфликтов безупречны и, безусловно, могут быть рекомендованы.

Примеры способов разрешения конфликтов.

           1.Юмор.

           2. «Психологическое поглаживание».

           3.Компромисс.

           4.Анализ ситуации.

           5.Третейский суд.

           6.Ультиматум.

            7.Подавление партнёра.

            8.Разрыв связи.

Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо.

«Психологическое поглаживание» - проявление ласки, заключается в выделении положительных черт конфликтующего (ты умный, знающий, самый любимый).

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.

Анализ ситуации – при выработке компромисса важен совместный анализ ситуации. Для проведения анализа необходимы несколько условий: нейтральная территория, продуманные логические вопросы, полная доверительность, состояние психологического равновесия.

Третейский суд – как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, чего они не заметили в «пылу борьбы».

Ультиматум, то есть предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия (санкций), в случае отказа (если ты не…, то я вынуждена буду…). Ультиматум допустим лишь в отношении учащихся старшего школьного возраста.

Подавление партнёра – если затронуты принципы, убеждения, которыми конфликтующий не может поступиться, то используются крайние способы разрешения конфликта – подавление (моральное или физическое) и разрыв связи.

Вывод: к сожалению, не всегда можно избежать ссор и конфликтов. Часто мы, взрослые, не хотим поставить себя на место ребёнка, до хрипоты отстаиваем позицию «своей правоты» и на этом наживаем ещё больше проблем. Понять внутренний мир другого можно только при условии уважения к нему. Спешка, неумение и нежелание выслушать, взглянуть на проблему глазами дочери или сына, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, уверенность в универсальности своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создаёт психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Задача родителей – постараться избегать конфликтов, понять своего ребёнка и оказать ему поддержку. И по традиции каждый из вас получит «золотые правила»  воспитания, связанные с данной темой.

Помните:

-чтобы избежать конфликта, надо понять ребёнка, а чтобы понять, надо уметь поставить себя на его место, посмотреть на мир его глазами;

-в споре действуй убеждением, а не угрозой;

-пригласите «арбитра», который объективно рассмотрит проблему и решит, кто прав. Разумеется, этот человек должен обладать авторитетом и уважением обеих конфликтующих сторон;

-помните, что утро вечера мудренее. Дайте противнику поостыть и обдумать ваши слова, возможно, вы найдёте компромисс.

Уважаемые родители, не скупитесь на любовь к вашему ребёнку. Будьте всегда друзьями ваших детей. Я хочу поблагодарить всех за участие в нашей беседе, которая, надеюсь, внесёт новизну в вашу воспитательную деятельность. Спасибо за внимание.

              Памятка родителям от ребёнка.

-Не балуйте меня, вы меня этим портите.

-Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.

-Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабляет мою веру в вас.

-Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану «плаксой» и «нытиком.

-Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

-Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время и у меня остаётся мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.

-Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

-Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

-Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

-Не защищайте меня от последствий ошибок. Я учусь на собственном опыте.

-Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

-Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

-Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом.

-И самое главное, Я ВАС ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ!  Пожалуйста, ответьте мне тем же…

Консультация 5: «Влияние вредных привычек родителей на развитие детей»

Консультация 6: "Хвалить или не хвалить? Как правильно это делать?"

Папа с детьмиНекоторые родители уверены, что ребенка нужно хвалить как можно больше, ведь это формирует повышение самооценки и достижения успеха в дальнейшей жизни. Другие считают, что хвалить детей вообще не стоит, ведь они словно подсаживаются на хорошие слова и перестают быть активными, ждут похвалы даже за простое усилие. Однако абсолютное большинство осознает, что любой человек нуждается в одобрении, но делать это нужно верно.

Давайте разберемся в вопросе, как правильно хвалить ребенка и умеют ли это делать родители.

Основные секреты похвалы

Все без исключения люди нуждаются в хороших словах, похвале, поощрении за свои поступки. Труды школьников и студентов можно оценить по баллам или положительным оценкам. А как хвалить за старание малышей? Психологи утверждают, что все без исключения ребятишки желают услышать словесное одобрение от воспитателя, друга или близкого человека. Это хорошо, так как похвала стимулирует людей на новые свершения, к успешной жизни.

Как правильно хвалить детей

Хвалить ребенка нужно. Для дошкольников поощрение родителей имеет огромное значение, ведь добрые слова дают понимание правильности собственного поведения, формируют уверенность в своих силах, чувство значимости и нужности. Но все ли родители смогут положительно ответить на вопрос: часто ли вы хвалите своего ребенка? Для того, чтобы научиться правильно хвалить ребенка, надо знать правила и способы похвалы.

Важно! Некоторые мамы и папы бросаются в крайности, когда бывают очень сдержанны в проявлении одобрения или, наоборот, склонны захваливать свое дитя. И то, и другое вредно для воспитания, так как есть опасение, что чадо может перестать стремиться к развитию своих талантов, постоянно будет нуждаться в одобрении и бояться сделать нечто самостоятельно.

Ребенок прибираетсяПо мнению психологов, детей следует хвалить таким образом, чтобы они умели оценивать собственные поступки.

Например, если малыш разбрасывает игрушки, то требуется объяснить, как поступать правильно, для этого и существуют поощрения и порицания. А когда он начал самостоятельно собирать игрушки, нужно обязательно сказать ему, какой он молодец, тем самым побудить на дальнейшие положительные действия.

Важно! Следует корректно использовать похвалу и порицание, которые помогают малышу сориентироваться в жизненных и общественных установках, общепринятых правилах.

Как часто нужно хвалить детей?

Как правильно хвалить ребенка?  Этим вопросом задаются все родители. Это касается не только способов и слов поощрения, но и чувства меры. Похвале необходима мера и нет необходимости постоянно говорить слова поощрения малышу. Многие мамы и папы уверены, что постоянное выражение одобрения стимулирует чадо стараться еще больше, но обычно получается обратная реакция ребенка на похвалу. Малыши начинают испытывать потребность в одобрении, не могут без него обходиться в принципе. Даже могут ждать поощрения, бездействовать, постоянно дергать родителей и обижаться, если вовремя не слышат поощрительных слов. Часто используемое поощрение становится формальным действием и уже не несет важной эмоциональной нагрузки. Кроме того, одобрение должно быть уместным.

Психологи считают, что захваленные с детства личности будут всегда томиться в ожидании хороших слов от окружающих и положительной оценке действий. Они не смогут правильно реагировать на критику, ведь будут уверены, что их должны всегда гладить по голове.

Несколько важных правил правильной похвалы

Похвала должна сопровождаться объятиями, поцелуями

  1. Малыша нужно хвалить за старания и определенные действия, стремиться объяснить, что именно он сделал хорошо. К примеру, если ребенок нарисовал красивую картинку, то можно похвалить его за аккуратность и правильно выбранные цвета. Однако не стоит убеждать его в том, что он истинный художник, ведь следует учитывать ситуацию.
  2. Похвала должна сопровождаться объятием или поцелуем, так как малышу важно чувствовать искренность и радость мамы за его хорошие поступки.
  3. При поощрении нежелательно проводить сравнение чада с другими детьми. Например, не нужно указывать, что он нарисовал рисунок или сложил игрушки быстрее и лучше своего друга или братика. Нежелательно воспитывать ощущение превосходства над другими.
  4. Повседневно выполняемые действия не нуждаются в похвале, иначе потеряется весь ее смысл. Если малыш должен убираться в игровом уголке каждый день, это уже не требует поощрения, а должно восприниматься, как данность.
  5. Нужно различать в похвале, что дается ребенку легко и без усилий, а над чем ему пришлось потрудиться. Лучше похвалить за истинные достижения, тогда и одобрение будет цениться намного больше. Например, если малыш научился аккуратно складывать свою одежду, нужно указать именно на это.
  6. Если родители хвалят свое дитя за определенные поступки, то не рекомендуется по прошествии времени сообщать, что его успехи слишком малы, что нужно стремиться к большему, ведь ребенок в состоянии это осознать самостоятельно. Наоборот, нужно предлагать ему более сложные задания, выражая надежду, что он справится с этим обязательно.
  7. Похвала должна быть своевременной. Если чадо занято важной работой, то можно показать одобрение сразу, это поможет активизировать детскую деятельность.
  8. Естественно, похвала находится в зависимости от возраста любимого карапуза. Маленьких ребят хвалят более эмоционально за любое самостоятельное действие, например, догадался подать маме тапочки, взялся за сумку, чтобы помочь бабушке. С более старшими детьми следует учитывать другие нюансы. Можно похвалить за самостоятельно придуманные решения и способы выполнения задания, чтобы школьник и дальше продолжал идти в этом направлении.
  9. Со старшими ребятами не стоит давать оценку действию, нужно обращать внимание на качественное выполнение задачи. Ведь дети моментально запоминают формулировку «Молодец», делают ее привычной для себя, и обижаются, когда не дожидаются приятных слов в свой адрес. Ребенок начинает зависеть от оценки окружения, так как сам не в состоянии оценить свои действия, ждет обязательную похвалу от других людей.
  10. Иногда дети начинают обращать внимание на собственные недостатки, понимать, что раньше их поступки одобряли всегда, а теперь почему-то этого не происходит. Нужно знать меру похвале, объяснять, почему родители так считают.

Способы похвалы

Важно! Взрослые, старайтесь хвалить не только при помощи хороших слов, но и придавайте значение действиям. Для маленьких детишек большое значение имеет интонация, объятия, эмоции.

Наверняка многие родители слышали, что люди овладевают определенной информацией по-разному. Для некоторых важно визуальное восприятие, для других большую значимость имеет звуковое звучание, третьим нужно чувствовать объятия. Именно поэтому при произнесении хороших слов нужно делать правильную интонацию, улыбаться и обнимать чадо. Ведь только так малыш правильно оценит ситуацию и почувствует одобрение близких.

Важно! Если определенное поведение ребенка родители хотят закрепить и придать ему постоянство, или оказать помощь в освоении новых навыков, следует хвалить его с сильными эмоциями: "ты большой молодец", "как же я тебя люблю, ты мой помощник", "ты замечательный сын", "ты самая внимательная девочка на свете".

Близкие должны понимать, что требуется не только сообщать ребенку, какой он молодец, а развернуто отвечать и оценивать действия. Например, обратить внимание на красивый рисунок или чисто вымытую посуду. Малышу важно понимать, за что он получает одобрение, только тогда сможет оценить его в полной мере. Однако не стоит за все поступки хвалить именно таким образом. Главное, посмотреть на значимость поступка, а повседневные действия обходить стороной. Иначе на постоянную похвалу малыш скоро не будет реагировать.

Важно! Похвалы требует не только конечный результат, но и непосредственный процесс работы, которая исполняется ребенком старательно.

Требуется ли выражать одобрение домашней работе? Не секрет, часто домашняя обязанность выполняется чадом довольно неохотно. Взрослым приходится прикладывать массу усилий, чтобы добиться от дошкольника самостоятельной уборки своих вещей, игрушек. При этом замечено, что "взрослые" домашние дела выполняются им более охотно: например, вместе с мамой готовить ужин, гладить белье, ухаживать за комнатными растениями, мыть полы. Но ведь такая работа не может стать повседневной обязанностью дошкольника, так как слишком сложна для него. Что делать? Мама может включать элементы ухода за игрушками, детскими вещами в домашнюю работу, вовлекая дошколенка в этот процесс. Когда малыш, выполнив мамино поручение, спешит поделиться своей радостью, то да, одобрение уместно. Но повседневная уборка своих вещей, игрушек, книжек уже не должна зависеть от похвалы.

В некоторых случаях можно хвалить за старания и стремления, а не только за результатТакая же ситуация уместна и с младшим школьником. Если школьник уже в течение длительного времени пытается выполнить уроки, то можно смело выказывать одобрение таким поведением. Ведь следует учитывать старания и стремления ученика, а не только правильный результат. Естественно, если чадо мечтательно смотрит в окно и делает вид, что учится, не нужно говорить хорошие слова и давать его действиям положительную окраску.

В реальной жизни далеко не все добиваются успеха, поэтому если хвалить только за отличные оценки, то школьник быстро потеряет интерес к учебе, ведь не все могут учиться на одни пятерки. Следует отмечать старания и стремления к лучшему результату - так можно настроить чадо на успех. Иногда ребенку нужно прикладывать большое количество сил и времени для достижения результата, а если не подкреплять его старания положительными словами, то он быстро сдастся и перестанет пытаться совершенствоваться.

Формы похвалы бывают разные, в каждой семье существуют собственные традиции и особенности. Некоторые в конце каждого дня подводят итоги поведения малыша и его стремлений, а затем еще раз хвалят чадо. Другие - отмечают достижения дитя на субботних домашних вечерах. Главное, что дети именно от родителей получают оценку собственного поведения, что является мотивом дальнейшего продвижения и достижения целей.

Советы психологов

Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.

Какие "нельзя" должны учитываться в воспитании

Нельзя сравнивать между собой детей одной семьи - сестер и братьев

  • Нельзя использовать сравнение между ребятами.
  • Нельзя ставить собственных детей выше остальных, говорить, что ребенок рисует или убирает лучше, чем его сверстник. Ведь в дальнейшей жизни чадо будет стремиться избежать сложных задач, чтобы не совершить ошибки, которые совершили его сверстники.
  • Категорически нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, сестер и братьев. Если старший ребенок легко воспринимал математику, то не нужно говорить младшему об этом. Возможно, что у него совершенно другие способности, ведь все дети не могут быть одинаковыми. Тем самым родители будут оказывать плохое влияние на обоих детей, у старшего будет неоправданно повышаться самооценка, а у младшего произойдет обратный эффект.
  • Нельзя смешивать похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
  • Нельзя ждать совершенства или идеального поведения от своего чада, чтобы затем не получать разочарование.
  • Нельзя льстить или преувеличивать заслуги, главное выбрать правильный способ выражения одобрения. Поощрение должно быть наполнено искренностью.
  • Нельзя перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
  • Нельзя вспоминать промахи, совершенные в прошлом.

Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности. Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям.

Рекомендации родителям

Детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания

  1. Так нужно ли хвалить детей? Может вообще ничего не говорить, как утверждала Мария Монтессори. По мнению итальянского психолога, ребята, в принципе, не нуждаются в похвале. Дети стремятся к познанию мира и созданию нового, поэтому положительные слова не влияют на их потребности. В некоторых детских учреждениях принципиально не поощряют детей, ведь они привыкают к этому, и не в состоянии оценить собственные результаты и достижения. Ребенок может самостоятельно себя проверять, сверять с образцами, чтобы избавиться от сомнений в правильности выполненного поручения. Преподаватели полностью исключают выражение оценки деятельности ребенка.
  2. Можно продемонстрировать собственное присутствие только взглядом или жестом. В некоторых ситуациях ребятам просто требуется понимание, что родители видят их деятельность, они не испытывают потребности в произнесении слов. Главное - мама и папа одобряют его действия.
  3. Можно сообщить малышу, что папа обращает внимание на его деятельность, мама хвалит ребенка за красивые цветы на рисунке. Главное, детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания.
  4. Можно поинтересоваться у чада, что он сам думает о собственном рисунке или выполнении домашнего задания. Вопросы помогут малышу размышлять о собственном труде, правильно оценить ситуацию и конечный результат работы.
  5. Похвалу нужно выражать при помощи собственных чувств и ощущений. Нужно при похвале выразить собственное отношение к труду малыша, не стоит использовать безличные формы положительной окраски, например: "хорошо-хорошо, иди поиграй".
  6. Важно показывать одобрение стараниям и усилиям детей, а не обращать внимание только на итоговый результат. Необходимо оценивать старания, так чадо увидит, что мама оценила его действия и поняла, что ему непросто совершить определенный поступок.
  7. Можно разными способами выражать родительское одобрение действиям малыша, не стоит мыслить строго по стандартам. Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно». Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах.

Консультация 7: "Традиции и досуг в семье"

Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждой доме есть свой набор определенных правил и привычек, которые выполняются на автомате. Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.

Для чего нужны семейные традиции и обычаи?

Традиция порождает соблюдение обычаев и помогает рождаться тем понятиям, которые принято называть семейными ценностями.

Традиции ‒ неотъемлемая часть процесса воспитания детей. Они развивают чувство постоянства, единства, учат дружбе, взаимопониманию, показывают, насколько сильны семейные узы.

если в вашей семье еще не успели родиться какие-то особенные, присущие только вашей ячейке общества традиции, это никогда не поздно исправить.

• Соберите семейный совет и придумайте, что именно и как, должно превратиться в традицию. Пусть каждый выскажет свое пожелание, а дальше примите компромиссное решение.

• Самым важным будет первое воплощение вновь утвержденной традиции. Нужно все сделать так, чтобы она обязательно доставила удовольствие всем членам семьи, и уже к следующему разу ее будут ждать с нетерпением.

• Дальше дело только за временем и точностью соблюдения вновь рожденных правил.

И небольшой список самых распространенных традиций, которые вы можете взять на вооружение в том виде, как они есть, или адаптировать под собственное понимание:

1. Совместные игры взрослых с детьми. Пусть это будут разнообразные игры (настольные, спортивные, интеллектуальные, карточные и т.п.), правилам которых вы обучите своих детей.

А когда игр наберется уже достаточное количество, можно устраивать турниры по особо полюбившимся развлечениям.

2. Семейные праздники. Обязательные празднования дней рождений (особенно детских), Нового года, 8 марта и т.д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимыми вкусностями и желанными гостями.

3. Семейная «планерка». Это когда в определенный день месяца/недели вся семья собирается за чаепитием/мороженым/пиццей (список можно продолжать) и обсуждает насущные вопросы/проблемы/радости/бюджет/покупки. Подобные мероприятия позволяют даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя большими и значимыми, ведь им доверили участие в семейном совете!

4. Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.

5. Совместные приемы пищи. Здорово, если есть возможность три раза в день собираться за вкусным столом, но редкие семьи могут себе это позволить. Стоит выбрать хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе.

Традиция совместно накрывать стол к ужину и убирать после него тоже отличная идея.

6. Слияние с природой. Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.

Поверьте, ваши дети будут целый год вспоминать августовский звездопад и утреннюю рыбалку.

7. Культурно-познавательные мероприятия. Посещать музеи, выставки, спектакли и хорошее кино вместе с домочадцами.

8. «Фотохроники». Имеется в виду поддержание семейной реликвии – старого фотоальбома, в который вы не буде забывать вкладывать общие фотографии, где запечатлены взрослые и дети на ежегодных семейных торжествах.

9. Ценим, пока они рядом. Это про старшее поколение, уважение и почет к которому необходимо прививать своим детям. Возьмите за правило со всеми праздниками первых поздравлять бабушек и дедушек и не только по телефону, а лучше пусть коротким, но визитом.

10. Передаем по наследству. Даже если вам ничего не передали, подберите что-то символичное и возобновите старую традицию передавать дорогие сердцу вещи по наследству.

Не забывайте о том, что подобные действия создают ту единственную и такую дорогую атмосферу родного дома.

Поэтому соблюдайте старые семейные традиции и не забывайте заводить новые, которые будут существовать исключительно в вашей семье. Растите счастливых людей, желающих обогатить ваши традиции своими.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Консультация 8: «Когда начать «примерять» профессии ребёнку?»

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого  человека т.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе . В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

•  «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.

•  «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

•  «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

« Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:

•  ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);

•  осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;

•  ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;

•  ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.

 Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.

Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда . Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться , а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность . Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

•  знаниях о мире профессий;

•  знаниях о выбираемой конкретной профессии;

•  изучении своих интересов;

•  изучении своих способностей;

•  знании своих сильных и слабых качеств;

•  состоянии своего здоровья;

•  учёте материальных условий семьи;

•  учёте ситуации на рынке труда.

Необходимо:

•  Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

•  социальный заказ, положение на рынке труда;

•  уровень материального обеспечения семьи;

•  возможности получения помощи в обучении;

•  условия оплаты труда в данной сфере;

•  местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

•  Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

•  Учесть возможности ребенка ( «Я-могу»):

•  интересы, склонности;

•  успехи в учёбе и потенциальные способности;

•  свои сильные и слабые стороны;

•  состояние здоровья.

При выборе будущей профессии нужно:

•  Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.

•  Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.

•  Подробно изучить эту профессию , выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.

•  Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.

•  Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

Ошибки при выборе профессии:

•  увлечение внешней или частной стороной профессии;

•  незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

•  неумение разбираться в своих способностях

Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:

Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:

•  Изучить профессию и всё, что с ней связано.

Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений :

- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни . Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа .

- Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.

- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

•  Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

•  Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности

•  Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).

•  Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

•  Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.

- Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе . Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».

- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

- В институт - на экскурсию . Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

- Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления . Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д..

•  Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

•  Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.

•  Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.