(памятка для педагогов)
Что же заставляет детей делать именно такой выбор? Какие причины?
- Тяжелая психологическая атмосфера в семье
- Утрата обоих родителей
- Утрата одного из родителей или развод в семье
- Изоляция в детском коллективе
- Несправедливые методы воспитания, подавление
- Тяжелые соматические болезни, инвалидность
- Отсутствие опоры на любящего взрослого
- Неудачи в учебе, низкие школьные успехи
- Акцентуации характера
- Употребление алкоголя и наркотиков
- Нарушение контроля, импульсивность
- Низкая самооценка
- Тяжело протекающий подростковый возраст
- Пассивность, робость, несамостоятельность
К общепризнанным факторам риска относятся:
- Психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, антисоциальная личность.
- Депрессия или психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами.
- Глубокие чувства безнадежности или беспомощности.
- Влияние деструктивных сект и субкультур.
- Аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель.
- Протест или обида на кого-то или из желания привлечь к себе внимание.
- Непонимание того, что шутить со смертью нельзя, обратной дороги не будет.
- Доступность и использование огнестрельного оружия.
Признаки самоуничтожения.
Уход в себя. Будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
Капризность, привередливость. Когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
Депрессия. Глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему.
Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему.
Нарушения аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
Раздача подарков окружающим. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья.
Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог.
Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве.
Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.
Большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (внимание, любовь, освобождение от проблем).
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию:
- классных коллективов;
- нормализации стиля общения педагогов с учащимися;
- оптимизации учебной деятельности учащихся;
- вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности;
- организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
- вселять в детей уверенность в свои силы и возможности;
- внушать им оптимизм и надежду;
- проявлять сочувствие и понимание;
- осуществлять «контроль» за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ребенку справиться с возникшими затруднениями.