ПОЛОЖЕНИЕ ГУО «Остринская средняя школа имени А.С. Пашкевич (Тётки)» о наставничестве 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в учреждении образования разработано на основании типового Положения о наставничестве, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 27.01.2011 № 2 в целях организации и проведения профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогических работников учреждений образования. 1.2. Положение предназначено для педагогических работников учреждения образования, принимающих участие в реализации системы наставничества. 1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия: наставничество - форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе; педагог-наставник - высококвалифицированный педагогический работник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими работниками по их адаптации к педагогической производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом; молодой педагогический работник - лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей (далее - молодой педагогический работник). 2. Цели и задачи наставничества оказание помощи молодому педагогическому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта; создание условий для становления квалифицированного педагогического работника; вовлечение молодого педагогического работника в образовательный трудовой процесс и общественную жизнь учреждения образования с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в профессии; адаптация молодого педагогического работника в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в учреждении образования; формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к трудовой деятельности; повышение качества подготовки и квалификации молодых педагогических работников, постоянное совершенствование форм и методов наставничества; снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем; создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата. 3. Механизм реализации наставничества 3.1. Наставничество устанавливается для впервые принятого на работу молодого педагогического работника. 3.2. Наставничество организуется не позднее: семи дней с момента принятия молодого педагогического работника на работу и вводится: на срок до 1 года - над выпускниками учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; на срок до 2 лет - над молодыми педагогическими работниками, не имеющими высшего педагогического образования. 3.3. Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения образования. В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого педагогического работника, размер доплаты за наставничество. Приказ согласовывается с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации. Между наставником и молодым педагогическим работником заключается соглашение о трудовом сотрудничестве. 4. Организация деятельности 4.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной или воспитательной деятельности или руководителя предметного методического объединения 4.2. Заместитель директора по учебной или воспитательной деятельности или руководитель предметного методического объединения: совместно с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации готовит список наставников по организации и проект приказа для его утверждения; рассматривает и согласовывает план организации и проведения наставничества (приложение 2); организует обучение наставников передовым формам и методам обучения молодых педагогических работников, оказывает им методическую и практическую помощь в организации работы; проводит инструктаж наставников и молодых педагогических работников; совершенствует формы наставничества в соответствии с изменяющимися потребностями системы образования; изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества в учреждении образования (в районе, городе); вносит предложения о поощрении наставников; организует аттестацию прошедших обучение молодых работников. 4.3. Ответственность за наставничество в учреждении образования несет руководитель учреждения образования. 4.4. Руководитель учреждения образования: рассматривает и утверждает индивидуальный план наставничества; создает необходимые условия для совместной работы молодого педагогического работника с закрепленным за ним наставником; осуществляет контроль над ходом обучения; совместно с другими лицами может участвовать в аттестации молодого педагогического работника. 4.5. В учреждении образования могут применяться формы наставничества: индивидуальное наставничество - наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один молодой педагогический работник; групповое наставничество, при котором наставник руководит группой молодых педагогических работников; коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним молодым педагогическим работником осуществляет трудовой коллектив (группа опытных педагогических работников); коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество трудового коллектива (группа опытных педагогических работников) осуществляется над группой молодых педагогических работников. 4.6. Наставник в течение десяти дней с момента начала обучения совместно с молодым педагогическим работником разрабатывает Индивидуальный план наставничества (приложение 3). 4.7. В течение всего периода обучения наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого педагогического работника в соответствии с индивидуальным планом наставничества. 4.8. По завершении выполнения индивидуального плана обучения наставник составляет характеристику на молодого педагогического работника, указывает достигнутые результаты и представляет ее руководителю учреждении образования. 4.9. Результаты обучения молодых педагогических работников заслушиваются на совещании при руководителе учреждения образования. 4.10. Молодой педагогический работник должен быть уведомлен о рекомендациях, вынесенных комиссией. 5. Деятельность наставника 5.1. Требования к подбору наставника. Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный педагогический работник, который: знает специфику деятельности учреждения образования и ее традиции; владеет особенностями и спецификой работы по специальности молодого педагогического работника; имеет продолжительный стаж работы по специальности в учреждении образования, богатый жизненный опыт, безупречную репутацию. 5.2. Наставник имеет право: осуществлять обучение молодого педагогического работника в оговоренные сроки; требовать от молодого педагогического работника выполнения указаний по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью; ходатайствовать перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного; принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого педагогического работника, вносить предложения в профсоюзные органы, руководителю учреждения образования о поощрении молодого педагогического работника, увеличении размера заработной платы, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; с согласия руководителя учреждения образования привлекать для обучения молодого педагогического работника других педагогических работников; участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого педагогического работника; ходатайствовать перед квалификационной (аттестационной) комиссией о присвоении молодому педагогическому работнику квалификационной категории. 5.3. Наставник обязан: разработать совместно с молодым педагогическим работником индивидуальный план наставничества; ознакомить молодого педагогического работника с целями и задачами деятельности учреждения образования, условиями труда, основами корпоративной культуры; ознакомить с требованиями по охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка: проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого педагогического работника, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; способствовать рациональной организации труда молодого педагогического работника; личным примером развивать положительные качества молодого педагогического работника, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагогического работника, составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого педагогического работника. 5.4. Ответственность наставника: наставник несет персональную ответственность за качество обучения молодого педагогического работника и за его действия в период прохождения наставничества, связанные с трудовой деятельностью в учреждении образования. 5.5. Показателем оценки эффективности работы наставника является адаптация молодого педагогического работника за период обучения. 6. Права и обязанности молодого педагогического работника 6.1. Молодой педагогический работник имеет право: обращаться за помощью к своему наставнику; вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обучением; участвовать в обсуждении результатов наставничества: выходить с ходатайством к руководителю учреждения образования о смене наставника. 6.2. Молодой педагогический работник обязан: знать нормативные акты, определяющие его трудовую деятельность, особенности деятельности учреждения образования, функциональные обязанности по его специальности, занимаемой должности; постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками; исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией; соблюдать соглашение о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым педагогическим работником, индивидуальный план наставничества. 7. Система морального и материального стимулирования наставников 7.1. В целях материального поощрения наставника с момента выхода приказа о его назначении устанавливается надбавка в размере, определяемым руководителем учреждения образования по согласованию с профкомом. 7.2. Размер надбавки может изменяться приказом руководителя учреждения образования, по согласованию с профсоюзным комитетом, в связи с качеством выполнения наставником возложенных на него обязанностей по обучению и воспитанию закрепленного за ним молодого педагога. 7.3. В коллективный договор учреждения образования могут быть внесены гарантии о дополнительном стимулировании работы наставников: предоставление дополнительного поощрительного отпуска, заключение контракта на максимальный срок, единовременное денежное вознаграждение в случае закрепления молодого педагога и др. |