ПОЛОЖЕНИЕ
ГУО «Остринская средняя школа имени А.С. Пашкевич (Тётки)» об исследовательском обществе «Школа исследователя»
Общие положения:
1. Ученическое общество « Юный исследователь» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современной науки в целом.
2. Непосредственное руководство ученическим обществом осуществляет учитель высшей квалификационной категории, активно занимающийся исследовательской деятельностью.
3.Положение об ученическом обществе должно быть рассмотрено на заседании совета ученического общества и принято общим собранием членов ученического общества.
Собрание – это высший орган ученического общества. Собрание проводится в начале учебного года и только после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к исследовательской деятельности.
4.На общем собрании утверждается Совет ученического общества, определяется состав каждой секции, утверждается название школьного ученического общества, план его работы на год, принимаются эмблема и девиз.
5.Целесообразно каждой научной секции предложить подготовить презентацию. Это мероприятие можно назвать « Парад Служения науке». Во время презентации ребята рассказывают, чем они собираются заниматься в своей секции, прогнозируют результаты работы секции и собственной деятельности.
6.Общее собрание ученического общества проходит два раза в год, заседание Совета ученического общества – 1 раз в месяц.
7.Ученическая научно - исследовательская конференция школы проходит 1 раз в год в апреле или мае.
Структура ученического общества « Юный исследователь»:
1. Руководитель ученического общества.
2. Руководители школьных МО.
3. Ученики, занимающиеся исследовательской деятельностью.
Цели и задачи ученического общества:
- расширение кругозора учащихся в области достижения отечественной и зарубежной науки;
- выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
- активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
- организация научно – исследовательской деятельности учащихся для совершенствования процесса обучения и профориентации.
Задачи педагогического коллектива ученического общества « Юный исследователь»:
- помочь учащимся овладеть знаниями, выходящими за рамки учебной программы;
- приобщить их к поисково-исследовательской деятельности;
- научить методам и приемам научного исследования;
- научить работать с литературой;
- помочь учащимся стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.
Основные направления работы ученического общества « Юный исследователь»:
1.Включение в научно – исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
2.Обучение работе с научной литературой, формирование культуры научного – исследования.
3.Организация сотрудничества с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи в проведении исследовательской работы.
4.Организапция в ходе научных исследований учащихся индивидуальных консультаций, промежуточного и итогового контроля.
5.Привлечение научных кадров к руководству научными работами учащихся.
6.Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
7.Подготовка, организация и проведение научно – практических конференций, турниров, олимпиад.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тенденции развития образовательной системы Республики Беларусь, повышение престижа образования в обществе обуславливают необходимость поиска новых форм организации учебно-познавательной деятельности, в том числе и путём создания новых образовательных структур, назначение которых состоит в наиболее полном удовлетворении потребностей молодёжи в получении качественного образования повышенного уровня, создании условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Условия функционирования гимназии в системе образовательных учреждений, статус, цели и задачи гимназии в сфере обучения и воспитания определяют целесообразность создания в учебном заведении научного или исследовательского общества гимназистов, работающего как структурное подразделение общей штатно-организационной системы гимназии г.Пружаны.
- «Школа исследователя» - добровольное объединение учащихся и педагогов школы, стремящихся совершенствовать свои знания, умения и навыки в исследовательской деятельности, развивать свой интеллект, повышать социальный статус знаний.
- Научное общество (в настоящий момент - исследовательское) гимназистов г.Пружаны действует с ноября 2003г. с целью выявления одарённых детей и подростков, развития их творческих и исследовательских способностей .
- Исследовательским обществом разработано своё Положение, в котором конкретизируются нормы и принципы деятельности членов исследовательского общества гимназии с учётом развития образовательного процесса.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
- Главная цель гимназического исследовательского общества состоит в создании системы научно-исследовательской и экспериментальной работы в гимназии и формировании у гимназистов умений и навыков индивидуальной и групповой исследовательской и научной работы.
- В соответствии с целью гимназического исследовательского общества основными функциональными задачами являются следующие:
- Выявление одарённых подростков, приобщение их к научно-исследовательской и экспериментальной работе в соответствии с их интересами и способностями учащихся;
- Формирование у гимназистов умений и навыков ведения научно-исследовательской и экспериментальной работы;
- Создание системы исследовательской и экспериментальной работы во взаимодействии с ВУЗами и научными учреждениями;
- Содействие эффективности профориентации выпускников гимназии;
- Оказание методической помощи учащимся в проведении исследовательской и экспериментальной работы;
- Стимулирование и создание необходимых организационных и материальных условий для ведения научно-исследовательской работы;
- Воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры
III. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ
- Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одарённости на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся.
- Разработка и реализация специализированных индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одарённых детей.
Основными формами работы исследовательского общества учащихся являются:
- Индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе гимназии, школьном учреждении, ВУЗов;
- Олимпиады по различным областям знаний;
- Внеклассная работа по предметам (кружки, клубы, тематические вечера)
- Проведение предметных недель;
- Организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;
- Создание профильных классов;
- Подготовка и рецензирование рефератов, сообщений, статистических обзоров в рамках образовательного процесса;
- Разработка исследовательских тем;
- Экскурсии;
- Взаимодействие с внешкольными учреждениями: архивами, библиотеками, ВУЗами, госучреждениями.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
ГИМНАЗИСТОВ
Исходя из целей и задач гимназического исследовательского общества определяются основные направления его деятельности:
- Проведение методической работы по формированию умений и навыков ведения научно-исследовательской и экспериментальной работы;
- Организация индивидуальной и групповой работы учащихся по проведению исследований и подготовка различных исследовательских трудов (рефератов, докладов, сообщений и т.д.) учащимися гимназии и преподавателями.
- Участие в конкурсах работ научного характера на региональном и межрегиональном уровнях;
. - Подготовка публикаций на основе проводимой исследовательской и экспериментальной работы в печатные средства массовой информации;
- Стимулирование и поощрение учащихся и педагогов, ведущих научно-
исследовательскую работу и добивающихся в ней значительных результатов;
- Диагностика, планирование и прогнозировании е деятельности гимназического исследовательского общества;
- Пропаганда новейших достижений науки, техники и культуры, расширение рекламно-информационной деятельности;
- Участие в научных конференциях и других мероприятиях, проводимых учреждениями науки, культуры, образования.
V. ЧЛЕНСТВО В ОБЩЕСТВЕ
Членами НОГ могут быть гимназисты 8-11(12) классов изъявившие желание работать в обществе и проявившие склонность к научному и исследовательскому творчеству, участию в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах
Приём в члены НОГ осуществляется на основании устного заявления гимназиста или рекомендации его преподавателя.
ЧЛЕНЫ НОГ ОБЯЗАНЫ:
- Систематически повышать свой общекультурны и учебно-исследовательский уровень;
- Быть активными участниками всех мероприятий НОГ;
- Участвовать в пропаганде знаний в избранной области науки, искусства среди учащихся.
ЧЛЕНЫ НОГ ИМЕЮТ ПРАВО:
- Иметь научного руководителя;
- Принимать участие в конференциях, конкурсах, в работе общего собрания НОГ с правом голоса;
- Избирать и быть избранным в руководящие органы НОГ
VI. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГИМНАЗИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
Исходя из образовательной направленности учебного заведения в рамках гимназического исследовательского общества действуют следующие секторы, организующие научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность в данной конкретной области:
- Сектор точных наук;
- Сектор естественных наук;
- Сектор иностранных языков;
- Сектор общественных наук;
- Гуманитарных наук;
- Сектор эстетического и физического воспитания
Планирование, организация и, методическое обеспечение научно - исследовательской работы каждого сектора осуществляется куратором, назначенным приказом директора по рекомендации научно-методического совета гимназии из числа преподавателей, способных организовать эффективную научно-исследовательскую деятельность исследовательского гимназического общества осуществляет заместитель директора по научно-методической работе.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
ГИМНАЗИИ
Деятельность гимназического исследовательского общества организуется на основе анализа интересов и способностей учащихся в сфере научно-исследовательской и экспериментальной деятельности с учётом профиля исследований и возможностей учебного заведения в их осуществлении.
Перспективное планирование деятельности общества осуществляется заместителем директора по научно-методической работе. Текущее планирование деятельности общества осуществляется на учебный год с учётом положений годового плана учебно-воспитательной работы гимназии. Все планы гимназического исследовательского общества обслуживается и утверждается общим собранием членов общества.
Общее собрание исследовательского общества гимназистов созывается не реже одного раза в полугодие. Организация и координация текущей деятельности общества осуществляется куратором, представителями исследовательских секторов (зав.кафедрами) и заместителем директора по научно-методической работе.