Управление образования Гродненского облисполкома
Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома
Государственное учреждение образования «Остринская средняя школа имени А.С. Пашкевич (Тётки)»
Проект организации свободного времени детей и молодёжи «В шестой день ни минутки без затей»
2022/2023
Актуальность проекта
Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса в шестой школьный день. Наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы каждый ребёнок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации, чтобы в шестой день недели обучающиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития, гражданского становления, приобретать и развивать трудовые навыки.
Для объединения усилий детей и взрослых в достижении образовательных, информационных, нравственных задач в 2019/2020 учебном году разработан проект взаимодействия социальных институтов «В шестой день ни минутки без затей» по организации свободного времени детей и молодежи. Проект призван в рамках Остринского сельского исполнительного комитета Щучинского района консолидировать и упорядочить усилия всех социальных институтов микросоциума в рамках единых гуманистических институтов. Комплексно-целевой подход, взятый за основу при разработке проекта, позволяет динамично реагировать на запросы и потребности микросоциума в социальном воспитании детей и подростков в соответствии со сложившейся культурно-исторической социально-целостной ситуацией региона. Удовлетворять их разнообразные потребности, совершенствовать методики привлечения подростков к творчеству в различных направлениях, совершенствовать существующие и определять новые формы взаимодействия социальных институтов сферы свободного времени, совершенствовать формы и методы семейного досуга и творчества, создавать систему работы с социально незащищенными детьми и подростками.
Идея проекта состоит в том, чтобы через работу школьных центров реализовать творческий потенциал ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствовать эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, включить родителей в процесс воспитания личности ребенка.
Работая над проектом первым и самым важным для нас было наполнить жизнь ученического коллектива многообразной по содержанию деятельностью, использовать формы массовой, коллективной, групповой, индивидуальной работы с учащимися, которые бы позволили каждому из них включиться в интересную и значимую для него деятельность.
Содержание проекта
Фокус современности в детях.
Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса. Субботние дни в большинстве своем стали днями развития, интеллектуального развития и личностного становления, позволяющими актуализировать творческие способности учащихся, сформировать у них устойчивый интерес к познавательной деятельности, целенаправленно и систематически укреплять физическое и психическое здоровье детей. В нашем учреждении проводится серьезная работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации. Однако острым стал вопрос, как увеличить процент посещаемости учащихся и их родителей шестого школьного дня, чтобы продолжать воспитывать привычку к содержательному досугу, здоровому образу жизни, вовлекать молодежь в творческую и социально значимую деятельность. Реальность такова, что в нашу школу идет смешанный контингент учащихся: одаренные дети, обычные дети и также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. В связи с этим важнейшей стороной воспитания является психологическая и социальная помощь детям для адаптации их к непростым жизненным условиям.
Для решения этой проблемы в школе была разработана универсальная модель организации шестого дня – «В шестой день ни минутки без затей». Основными аспектами проекта являются включение школьника в активную общественную жизнь и осознание им основной социальной роли человека.
Участниками проекта «В шестой день ни минутки без затей» являются учреждения и организации, находящиеся на территории Остринского сельского исполнительного комитета, заинтересованные в решении поставленных проблем.
Своеобразие и оригинальность проекта состоит в том, что:
во-первых, основными принципами организации социально значимой деятельности детей и взрослых являются «сотрудничество» и «толерантность»;
во-вторых, содержание проекта реализуется в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий в шестой школьный день;
в-третьих, предполагается участие в нем детей и родителей на добровольной основе;
в-четвертых, личностно-ориентированный подход, являющийся главным в реализации проекта, позволяет создать наиболее благоприятные условия для перехода обучающегося из позиции объекта воспитательного пространства в его субъект. Субъектами деятельности являются также педагоги, родители, представители общественных и государственных организаций, жители поселка;
в-пятых, проект предполагает спектр нетрадиционных ролей участников: организатор, зритель, автор, художник, музыкальный оформитель, ведущий, член жури и др.
Взаимодействие участников проекта рассматривается как согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов. Обязательное признание индивидуальных интересов партнеров и взаимопонимание.
Проект включает цели, задачи, функции, принципы, компоненты, технологии организации воспитательного процесса в шестой школьный день с целью создания необходимых организационно-педагогических условий.
Главная стратегическая идея проекта – объединение всех имеющихся ресурсов социума в интересах ребенка, для его развития и социального самоопределения.
Целеполагание
Цель:
Создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал объектов социума на территории микрорайона в шестой школьный день, обеспечивающей развитие детей и активизацию их социальных интересов в свободное время. Формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью, толерантным сознанием, подготовленную к жизнедеятельности в современных условиях:
1 уровень – региональный (поселковый);
2 уровень – учрежденческий, (учреждения образовательной и культурно-досуговой деятельности);
3 уровень – микрогруппы (классного коллектива, общественного объединения, семьи).
Задачи:
- Найти и создать формы и методы организации социально значимой деятельности детей и взрослых; создать ситуации свободного выбора и условий субъектам сотрудничества для их самореализации и развития индивидуальных способностей (на 1 уровне).
- Сохранить лидирующей позиции за такими формами сотрудничества как разработка и реализация творческого проекта, игра, праздник, фестиваль, конкурс, выставка, дающими возможность для самопознания и самореализации личности (на 2 уровне).
- Содействовать творческому личностному развитию учащихся их самоопределении, самоутверждении, самореализации, опираясь на индивидуальные особенности личности; расширить культурное пространство личности учащихся, развить его потенциал с помощью разнообразных видов организации воспитательного процесса в шестой школьный день (на 3 уровне).
Деятельность участников проекта строится в соответствии с принципами:
Принцип вариативности, выражающийся в ориентации процесса программирования на создание пространств для самореализации участников программы, определения индивидуальной траектории развития каждого из них.
Принцип сотворчества, выражающийся в том, что программа создаётся, развивается и реализуется всеми её участниками, согласующими свои ценностные ориентации цели взаимодействия, приоритетные направления деятельности, пространства самореализации каждого, способы достижения целей.
Принцип динамики, выражающийся в том, что программа не может рассматриваться как статичное явление – она находится в постоянном развитии соответственно социокультурного развития общества, социума, образовательной среды, развития коллектива её участников и личности каждого субъекта воспитательного процесса, и в механизмы реализации программы закладываются механизмы её развития.
Принцип интеграции, заключающийся в ориентации на представления о ценности личности, непрерывности процесса её развития, интеграцию условий для развития её интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер, а также на интеграцию воспитывающих воздействий на личность со стороны различных социальных институтов, других объектов окружающей среды.
Принцип самоопределения, выражающийся в направлении программирования на развитие у субъектов воспитательного процесса способности проектировать собственную деятельность, формировании у них потребности в саморазвитии, опыта самореализации, готовности к выработке собственной модели мира, собственных программ деятельности, к самостоятельному принятию решений в ситуациях выбора в пользу общечеловеческих ценностей.
Принцип созидательной творческой деятельности, выражающийся в ориентации на формирование её участников позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, самореализации в социально значимой творческой деятельности, в том, что создание условий для самореализации личности сочетается с социальной направленностью созидательной деятельности содружества детей и взрослых.
Принцип гуманизма, выражающийся в ориентации на идеал гармонично развитой личности как личности, наделённой способностью и потребностью к саморазвитию в процессе постоянного поиска духовных идеалов и их воплощения в практику.
Приоритетные направления деятельности:
- развитие детского творчества в учреждениях образования и культуры;
- создание службы методической поддержки по организации досуговой деятельности;
- разработка и реализация конкретных планов по организации свободного времени детей и взрослых с учетом истории традиций своего поселка, учреждения образования;
- обеспечение преемственности в работе участников программы, координация их деятельности в планируемых мероприятиях.
Механизм реализации проекта
Организационно-управленческая деятельность:
1. Подготовительный этап.
1.1 Создание координационного совета по реализации проекта шестого школьного дня «Шестой день ни минутки без затей»;
1.2. Накопление методической литературы по проекту;
1.3. Изучение методических рекомендаций;
1.4. Анкетирование всех участников образовательного процесса, изучение запросов учащихся и родителей по организации работы в шестой школьный день.
1.5. Подготовка участников проекта, условий для реализации проекта, определение механизма взаимодействия органов самоуправления, педагогического коллектива, родительской общественности.
2. Основной этап.
2.1. Работа по направлениям проекта;
2.2. Активное участие представителей родительской общественности в мероприятиях проекта;
2.3. Формирование воспитательной среды, соответствующей организационно-педагогическим требованиям;
2.4. Ведение мониторинга «Занятость учащихся в шестой школьный день».
2.5. Поиск и внедрение перспективных воспитательных технологий, направленных на организацию совместной комплексной деятельности.
3. Заключительный этап.
3.1. Реализация целей и задач проекта организации шестого дня « В шестой день ни минутки без затей».
3.2. Обобщение накопленного опыта, оформление выставок, создание фотогалереи.
3.3. Анализ деятельности по реализации проекта.
3.4. Педагогический поиск резервов и определение путей дальнейшего развития. Круглый стол «Удачи и недостатки проекта».
Ресурсное обеспечение реализации проекта.
В целях научно-методического, программно-методического и информационного обеспечения реализации проекта в структуре управления создается методическая служба. Деятельность методической службы направлена на развитие творческого потенциала педагогов, осуществляющих непосредственно воспитательный процесс в рамках проекта в шестой школьный день.
Основными функциями методической службы являются:
- обеспечение и распространение опыта работы педагогов – участников проекта;
- создание банка данных педагогического опыта;
- подготовка методических рекомендаций по основным направлениям воспитательной деятельности.
Для выполнения целей и задач проекта, подготовки научно-практических семинаров, дискуссий создан банк методических материалов по вопросу организации содержательного досуга детей и взрослых в шестой школьный день, подготовлены рекламные и информационные материалы.
Координатор проекта: координационный совет по шестому школьному дню (Приложение 1).
Участники проекта: учащиеся I-XI классов, педагоги, родители, социум.
Сроки реализации: сентябрь 2021 года - май 2022 года.
Ожидаемые результаты реализации проекта «В шестой школьный день ни минутки без затей»:
На 1 уровне:
- повышение эффективности шестого школьного дня;
- развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в социуме;
- формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
На 2 уровне:
- определение индивидуальной траектории социального развития каждого подростка, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение ребят в различные виды деятельности, предоставление возможностей для самореализации и самораскрытия;
- доверительность взаимоотношений между детьми и взрослыми как поиск новых путей в построении взаимоотношений и взаимодействий субъектов социокультурной среды;
- моделирование ситуаций, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку «социального университета», стрессоустойчивости, рефлексивной позиции;
- индивидуализация образовательной траектории как организация индивидуально-ориентированной помощи детям в реализации первичных базовых потребностей – эмоционального, многообразного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми в освоении рационального содержания человеческой жизни естественные доступные формы деятельности (игру, труд, познание).
На 3 уровне:
- свободная реализация природных качеств личности, включающая удовлетворение своих интересов, потребностей, реализацию собственных жизненных предназначений, осуществление своих целей, развитие способностей, творческую самореализацию;
- осознание ребенком своего собственного «я» с личностным духовно-ценностным ядром и индивидуальными способностями;
- осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности;
- освоение существования в рамках свободного времени, определение степени и форм своего участия в нем, развитие социальной компетентности участников. При этом показателями развития социальной компетентности являются: уровень развития социального интереса, сформированность социальных умений, развитие мотивационной сферы личности.
Формы и методы реализации проекта:
Спорт и здоровый образ жизни
Задачи: оптимальный охват учащихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями, укрепление физического и психического здоровья детей, снижение уровня заболеваемости, пропаганда здорового образа жизни.
-неделя сорта и здоровья;
- общешкольные дни здоровья (каждую вторую субботу месяца);
- спортландия «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- школьные соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу, шашкам, шахматам, мини-футболу, настольному теннису;
- спортивный праздник «Молодежь против СПИДа»;
- интеллектуальная игра-викторина «Здоровому жить здорово!»;
- общешкольный день походов в рамках Всемирного дня туризма;
- походы выходного дня, велоэкскурсии «Уголки моей Родины».
Интеллект и познание
Задачи: развитие интеллектуальных способностей учащихся, обучение навыкам ведения исследовательской деятельности, вопитание любви к родному краю, прививать чувство принадлежности к белорусскому народу, ответственности за продолжение и честь своего рода.
- реализация информационно-образовательного проекта «ШАГ»;
- интеллектуальные турниры, марафоны, квесты;
- работа школьного музея;
- участие во всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти, маршрутами единства»;
- участие в акциях «Беларусь помнит», «Служим Беларуси!»;
- участие в республиканском гражданско-патриотическом проекте «Собери Беларусь в своем сердце»;
- работа факультативов, объединений по интересам;
- праздники;
- вахты памяти;
-осуществление краеведческой работы, работа клуба «Спадчына».
Экология, труд, милосердие
Задачи: воспитание милосердия, трудолюбия, любви к природе, бережного отношения к природным ресурсам.
- Акция «Обелиск»;
- работа волонтерского отряда «Продвижение»;
- работа волонтерских, тимуровских и разновозрастных отрядов;
- акция «Забота»;
- акция «Наш пионерский труд тебе, Отчизна!»;
- реализация социальных проектов «Войди в каждый дом», «Шаг навстречу», «Мы вместе»;
- акция «Поделись теплом души своей»;
- акция «Неделя леса»;
- участие в конкурсе по энергосбережению «Энергомарафон";
- акция «Помоги птицам»;
- акция «Чудеса на Рождество»;
- акция «Наши дети».
Творчество и активность
Задачи: адаптация детей к современным условиям; организация общения детей, создание ситуации успеха, развитие творческих способностей детей.
- выставка – ярмарка “Восеньскі кірмаш”;
- фестиваль патриотической песни;
- акция «Подарок маме своими руками»;
- концертная программа «И просто за то, что она наша мама, мы искренне любим ее…», «С праздником, учителя!», «Мы славим имя женщины!»;
- новогодние утренники;
- участие в конкурсах «Лед. Цветы. Фантазия», «Техноелка»;
- работа мастерской Деда Мороза;
- общешкольные дискотечные программы;
;
- выставка-ярмарка совместного творчества родителей и детей «Пасха глазами детей»;
- конкурс «Поздравим ветерана вместе!»
Пропаганда здорового образа жизни
- акция «В центре внимания – дети!»;
- неделя безопасности «Безопасный маршрут»;
- неделя борьбы с вредными привычками;
- неделя мобильности;
-месячник по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних «Выбирай жизнь на позитиве!»;
- акция «Миссия жить!»;
- акция «День без автомобиля», «Меняю сигарету на конфету»;
- неделя профилактики СПИДа;
- неделя безопасности в сети Интернет;
Модель шестого школьного дня:
МОДЕЛЬ ШЕСТОГО ШКОЛЬНОГО ДНЯ:
Спортивные соревнования/Дни здоровья
Деятельность БРСМ и БРПО
Работа ОПИ
Общешкольные воспитательные дела
Деятельность СППС
Работа спортивных секций
Дискотеки, конкурсы, концерты
Работа библиотечного центра
Сотрудничество с учреждениям ДО, культуры
Районные праздники, конкурсы
Мероприятия классных руководителей
Список используемой литературы:
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2021-2025 годы https://adu.by/ru/rukovoditelyam/normativnye-pravovye-dokumenty.html.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы https://adu.by/ru/rukovoditelyam/normativnye-pravovye-dokumenty.html .
- Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году https://adu.by/ru/rukovoditelyam/normativnye-pravovye-dokumenty.html .
- Методические рекомендации «Методические аспекты совершенствования работы в шестой школьный день», локальными документами https://adu.by/ru/rukovoditelyam/normativnye-pravovye-dokumenty.html .
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 2004. - 32с.
- Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО,2006. 290 С.65-79.
Приложение 1
Положение о координационном совете проекта «В шестой день ни минутки без затей»
- Общие положения:
координационный совет является постоянно действующим совещательным, коллегиальным и консультативным органом, обеспечивающим взаимодействие всех учреждений социума на территории г.п. Острино;
цель деятельности координационного совета – выработка согласованных управленческих решений по вопросам организации свободного времени детей и взрослых в микрорайоне в шестой школьный день;
координационный совет в своей деятельности руководствуется: Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы, методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году, методическими рекомендациями «Методические аспекты совершенствования работы в шестой школьный день», локальными документами.
2. Основные задачи координационного совета:
разработка предложений, совместных планов и программ по вопросам организации свободного времени детей и подростков в микрорайоне в шестой школьный день;
создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с учреждениями образовательно-досуговой сферы;
содействие в разработке и обсуждении планов и проектов по организации разумного досуга детей и взрослых;
разработка предложений по разграничению полномочий по реализации проекта;
проведение анализа эффективности форм и методов взаимодействия учреждений социума.
3. организация работы координационного совета:
составление календарного плана в течение года;
внесение корректив в план;
разработка и утверждение положения о всех проводимых мероприятиях;
создание временных советов творческих дел при подготовке и проведении мероприятий.
4 Порядок работы координационного совета:
заседание координационного совета проводятся регулярно, не реже одного раза в квартал;
заседание координационного совета правомочно, если на нем присутствует не менее 50% членов координационного совета;
координационный совет реализует свои полномочия с учетом большинства мнений членов совета в форме решений;
решения координационного совета имеют рекомендательный характер и в установленном порядке направляются по принадлежности вопросов в соответствующие учреждения социума.