Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Проект организации свободного времени детей и молодёжи «В шестой день ни минутки без затей»

Дата: 5 января 2022 в 09:01, Обновлено 31 октября 2022 в 14:56

Управление образования Гродненского облисполкома

Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома

Государственное учреждение образования «Остринская средняя школа имени А.С. Пашкевич (Тётки)»

                                 

Проект организации свободного времени детей и молодёжи «В шестой день ни минутки без затей»

2022/2023

Актуальность проекта

Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса в шестой школьный день. Наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы каждый ребёнок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации, чтобы в шестой день недели обучающиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития, гражданского становления, приобретать и развивать трудовые навыки.

Для объединения усилий детей и взрослых в достижении образовательных, информационных, нравственных задач в 2019/2020 учебном году разработан проект взаимодействия социальных институтов «В шестой день ни минутки без затей» по организации свободного времени детей и молодежи. Проект призван в рамках Остринского сельского исполнительного комитета Щучинского района консолидировать и упорядочить усилия всех социальных институтов микросоциума в рамках единых гуманистических институтов. Комплексно-целевой подход, взятый за основу при разработке проекта, позволяет динамично реагировать на запросы и потребности микросоциума в социальном воспитании детей и подростков в соответствии со сложившейся культурно-исторической социально-целостной ситуацией региона. Удовлетворять их разнообразные потребности, совершенствовать методики привлечения подростков к творчеству в различных направлениях, совершенствовать существующие и определять новые формы взаимодействия социальных институтов сферы свободного времени, совершенствовать формы и методы семейного досуга и творчества, создавать систему работы с социально незащищенными детьми и подростками.

Идея проекта состоит в том, чтобы через работу школьных центров реализовать творческий потенциал ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствовать эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, включить родителей в процесс воспитания личности ребенка.

Работая над проектом первым и самым важным для нас было наполнить жизнь ученического коллектива многообразной по содержанию деятельностью, использовать формы массовой, коллективной, групповой, индивидуальной работы с учащимися, которые бы позволили каждому из них включиться в интересную и значимую для него деятельность.

         Содержание проекта

Фокус современности в детях.

Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса. Субботние дни в большинстве своем стали днями развития, интеллектуального развития и личностного становления, позволяющими актуализировать творческие способности учащихся, сформировать у них устойчивый интерес к познавательной деятельности, целенаправленно и систематически укреплять физическое и психическое здоровье детей. В нашем учреждении проводится серьезная работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации. Однако острым стал вопрос, как увеличить процент посещаемости учащихся и их родителей шестого школьного дня, чтобы продолжать воспитывать привычку к содержательному досугу, здоровому образу жизни, вовлекать молодежь в творческую и социально значимую деятельность. Реальность такова, что в нашу школу идет смешанный контингент учащихся: одаренные дети, обычные дети и также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. В связи с этим важнейшей стороной воспитания является психологическая и социальная помощь детям для адаптации их к непростым жизненным условиям.

Для решения этой проблемы в школе была разработана универсальная модель организации шестого дня – «В шестой день ни минутки без затей». Основными аспектами проекта являются включение школьника в активную общественную жизнь и осознание им основной социальной роли человека.

Участниками проекта «В шестой день ни минутки без затей» являются учреждения и организации, находящиеся на территории Остринского сельского исполнительного комитета, заинтересованные в решении поставленных проблем.

Своеобразие и оригинальность проекта состоит в том, что:

во-первых, основными принципами организации социально значимой деятельности детей и взрослых являются «сотрудничество» и «толерантность»;

во-вторых, содержание проекта реализуется в процессе подготовки  и проведения досуговых мероприятий в шестой школьный день;

в-третьих, предполагается участие в нем детей и родителей на добровольной основе;

в-четвертых, личностно-ориентированный подход, являющийся главным в реализации проекта, позволяет создать наиболее благоприятные условия для перехода обучающегося из позиции объекта воспитательного пространства в его субъект. Субъектами деятельности являются также педагоги, родители, представители общественных и государственных организаций, жители поселка;

в-пятых, проект предполагает спектр нетрадиционных ролей участников: организатор, зритель, автор, художник, музыкальный оформитель, ведущий, член жури и др.

Взаимодействие участников проекта рассматривается как согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов. Обязательное признание индивидуальных интересов партнеров и взаимопонимание.

Проект включает цели, задачи, функции, принципы, компоненты, технологии организации воспитательного процесса в шестой школьный день с целью создания необходимых организационно-педагогических условий.

Главная стратегическая идея проекта – объединение всех имеющихся ресурсов социума в интересах ребенка, для его развития и социального самоопределения.

Целеполагание

Цель:

Создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал объектов социума на территории микрорайона в шестой школьный день, обеспечивающей развитие детей и активизацию их социальных интересов в свободное время. Формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью, толерантным сознанием, подготовленную к жизнедеятельности в современных условиях:

1 уровень – региональный (поселковый);

2 уровень – учрежденческий, (учреждения образовательной и культурно-досуговой деятельности);

3 уровень – микрогруппы (классного коллектива, общественного объединения, семьи).

Задачи:

  1. Найти и создать формы и методы организации социально значимой деятельности детей и взрослых; создать ситуации свободного выбора и условий субъектам сотрудничества для их самореализации и развития индивидуальных способностей (на 1 уровне).
  2. Сохранить лидирующей позиции за такими формами сотрудничества как разработка и реализация творческого проекта, игра, праздник, фестиваль, конкурс, выставка, дающими возможность для самопознания и самореализации личности (на 2 уровне).
  3. Содействовать творческому личностному развитию учащихся их самоопределении, самоутверждении, самореализации, опираясь на индивидуальные особенности личности; расширить культурное пространство личности учащихся, развить его потенциал с помощью разнообразных видов организации воспитательного процесса в шестой школьный день (на 3 уровне).

Деятельность участников проекта строится в соответствии с принципами:

Принцип вариативности, выражающийся в ориентации процесса программирования на создание пространств для самореализации участников программы, определения индивидуальной траектории развития каждого из них.

Принцип сотворчества, выражающийся в том, что программа создаётся, развивается и реализуется всеми её участниками, согласующими свои ценностные ориентации цели взаимодействия, приоритетные направления деятельности, пространства самореализации каждого, способы достижения целей.

Принцип динамики, выражающийся в том, что программа не может рассматриваться как статичное явление – она находится в постоянном развитии соответственно социокультурного развития общества, социума, образовательной среды, развития коллектива её участников и личности каждого субъекта воспитательного процесса, и в механизмы реализации программы закладываются механизмы её развития.

Принцип интеграции, заключающийся в ориентации на представления о ценности личности, непрерывности процесса её развития, интеграцию условий для развития её интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер, а также на интеграцию воспитывающих воздействий на личность со стороны различных социальных институтов, других объектов окружающей среды.

Принцип самоопределения, выражающийся в направлении программирования на развитие у субъектов воспитательного процесса способности проектировать собственную деятельность, формировании у них потребности в саморазвитии, опыта самореализации, готовности к выработке собственной модели мира, собственных программ деятельности, к самостоятельному принятию решений в ситуациях выбора в пользу общечеловеческих ценностей.

Принцип созидательной творческой деятельности, выражающийся в ориентации на формирование её участников позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, самореализации в социально значимой творческой деятельности, в том, что создание условий для самореализации личности сочетается с социальной направленностью созидательной деятельности содружества детей и взрослых.

Принцип гуманизма, выражающийся в ориентации на идеал гармонично развитой личности как личности, наделённой способностью и потребностью к саморазвитию в процессе постоянного поиска духовных идеалов и их воплощения в практику.

Приоритетные направления деятельности:

- развитие детского творчества в учреждениях образования и культуры;

- создание службы методической поддержки по организации досуговой деятельности;

- разработка и реализация конкретных планов по организации свободного времени детей и взрослых с учетом истории традиций своего поселка, учреждения образования;

- обеспечение преемственности в работе участников программы, координация их деятельности в планируемых мероприятиях.

Механизм реализации проекта

Организационно-управленческая деятельность:

1. Подготовительный этап.

1.1 Создание координационного совета по реализации проекта шестого школьного дня «Шестой день ни минутки без затей»;

1.2. Накопление методической литературы по проекту;

1.3. Изучение методических рекомендаций;

1.4. Анкетирование всех участников образовательного процесса, изучение запросов учащихся и родителей по организации работы в шестой школьный день.

1.5. Подготовка участников проекта, условий для реализации проекта, определение механизма взаимодействия органов самоуправления, педагогического коллектива, родительской общественности.

2. Основной этап.

2.1. Работа по направлениям проекта;

2.2. Активное участие представителей родительской общественности в мероприятиях проекта;

2.3. Формирование воспитательной среды, соответствующей организационно-педагогическим требованиям;

2.4. Ведение мониторинга «Занятость учащихся в шестой школьный день».

2.5. Поиск и внедрение перспективных воспитательных технологий, направленных на организацию совместной комплексной деятельности.

3. Заключительный этап.

3.1. Реализация целей и задач проекта организации шестого дня « В шестой день ни минутки без затей».

3.2. Обобщение накопленного опыта, оформление выставок, создание фотогалереи.

3.3. Анализ деятельности по реализации проекта.

3.4. Педагогический поиск резервов и определение путей дальнейшего развития. Круглый стол «Удачи и недостатки проекта».

Ресурсное обеспечение реализации проекта.

В целях научно-методического, программно-методического и информационного обеспечения реализации проекта в структуре управления создается методическая служба. Деятельность методической службы направлена на развитие творческого потенциала педагогов, осуществляющих непосредственно воспитательный процесс в рамках проекта в шестой школьный день.

Основными функциями методической службы являются:

- обеспечение и распространение опыта работы педагогов – участников проекта;

- создание банка данных педагогического опыта;

- подготовка методических рекомендаций по основным направлениям воспитательной деятельности.

Для выполнения целей и задач проекта, подготовки научно-практических семинаров, дискуссий создан банк методических материалов по вопросу организации содержательного досуга детей и взрослых в шестой школьный день, подготовлены рекламные и информационные материалы.

Координатор проекта: координационный совет по шестому школьному дню (Приложение 1).

Участники проекта: учащиеся I-XI классов, педагоги, родители, социум.

Сроки реализации: сентябрь 2021 года - май 2022 года.

Ожидаемые результаты реализации проекта «В шестой школьный день ни минутки без затей»:

На 1 уровне:

- повышение эффективности шестого школьного дня;

- развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в социуме;

- формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

На 2 уровне:

- определение индивидуальной траектории социального развития каждого подростка, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение ребят в различные виды деятельности, предоставление возможностей для самореализации и самораскрытия;

- доверительность взаимоотношений между детьми и взрослыми как поиск новых путей в построении взаимоотношений и взаимодействий субъектов социокультурной среды;

- моделирование ситуаций, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку «социального университета», стрессоустойчивости, рефлексивной позиции;

- индивидуализация образовательной траектории как организация индивидуально-ориентированной помощи детям в реализации первичных базовых потребностей – эмоционального, многообразного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми в освоении рационального содержания человеческой жизни естественные доступные формы деятельности (игру, труд, познание).

На 3 уровне:

- свободная реализация природных качеств личности, включающая удовлетворение своих интересов, потребностей, реализацию собственных жизненных предназначений, осуществление своих целей, развитие способностей, творческую самореализацию;

- осознание ребенком своего собственного «я» с личностным духовно-ценностным ядром и индивидуальными способностями;

- осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности;

- освоение существования в рамках свободного времени, определение степени и форм своего участия в нем, развитие социальной компетентности участников. При этом показателями развития социальной компетентности являются: уровень развития социального интереса, сформированность социальных умений, развитие мотивационной сферы личности.

Формы и методы реализации проекта:

Спорт и здоровый образ жизни

Задачи: оптимальный охват учащихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями, укрепление физического и психического здоровья детей, снижение уровня заболеваемости, пропаганда здорового образа жизни.

-неделя сорта и здоровья;

- общешкольные дни здоровья (каждую вторую субботу месяца);

- спортландия «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- школьные соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу, шашкам, шахматам, мини-футболу, настольному теннису;

- спортивный праздник «Молодежь против СПИДа»;

- интеллектуальная игра-викторина «Здоровому жить здорово!»;

- общешкольный день походов в рамках Всемирного дня туризма;

- походы выходного дня, велоэкскурсии «Уголки моей Родины».

Интеллект и познание

Задачи: развитие интеллектуальных способностей учащихся, обучение навыкам ведения исследовательской деятельности, вопитание любви к родному краю, прививать чувство принадлежности к белорусскому народу, ответственности за продолжение и честь своего рода.

- реализация информационно-образовательного проекта «ШАГ»;

- интеллектуальные турниры, марафоны, квесты;

- работа школьного музея;

- участие во всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти, маршрутами единства»;

- участие в акциях «Беларусь помнит», «Служим Беларуси!»;

- участие в республиканском гражданско-патриотическом проекте «Собери Беларусь в своем сердце»;

- работа факультативов, объединений по интересам;

- праздники;

- вахты памяти;

-осуществление краеведческой работы, работа клуба «Спадчына».

Экология, труд, милосердие

Задачи: воспитание милосердия, трудолюбия, любви к природе, бережного отношения к природным ресурсам.

- Акция «Обелиск»;

- работа волонтерского отряда «Продвижение»;

- работа волонтерских, тимуровских и разновозрастных отрядов;

- акция «Забота»;

- акция «Наш пионерский труд тебе, Отчизна!»;

- реализация социальных проектов «Войди в каждый дом», «Шаг навстречу», «Мы вместе»;

- акция «Поделись теплом души своей»;

- акция «Неделя леса»;

- участие в конкурсе по энергосбережению «Энергомарафон";

- акция «Помоги птицам»;

- акция «Чудеса на Рождество»;

- акция «Наши дети».

Творчество и активность

Задачи: адаптация детей к современным условиям; организация общения детей, создание ситуации успеха, развитие творческих способностей детей.

- выставка – ярмарка “Восеньскі кірмаш”;

- фестиваль патриотической песни;

- акция «Подарок маме своими руками»;

- концертная программа «И просто за то, что она наша мама, мы искренне любим ее…», «С праздником, учителя!», «Мы славим имя женщины!»;

- новогодние утренники;

- участие в конкурсах «Лед. Цветы. Фантазия», «Техноелка»;

- работа мастерской Деда Мороза;

- общешкольные дискотечные программы;

;

- выставка-ярмарка совместного творчества родителей и детей «Пасха глазами детей»;

- конкурс «Поздравим ветерана вместе!»

Пропаганда здорового образа жизни

- акция «В центре внимания – дети!»;

- неделя безопасности «Безопасный маршрут»;

- неделя борьбы с вредными привычками;

- неделя мобильности;

-месячник по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних «Выбирай жизнь на позитиве!»;

- акция «Миссия жить!»;

- акция «День без автомобиля», «Меняю сигарету на конфету»;

- неделя профилактики СПИДа;

- неделя безопасности в сети Интернет;

Модель шестого школьного дня:

МОДЕЛЬ ШЕСТОГО ШКОЛЬНОГО ДНЯ:

Спортивные соревнования/Дни здоровья

Деятельность БРСМ и БРПО

Работа ОПИ

Общешкольные воспитательные дела​

Деятельность СППС

Работа спортивных секций

Дискотеки, конкурсы, концерты

Работа библиотечного центра

Сотрудничество с учреждениям ДО, культуры​

Районные праздники, конкурсы

Мероприятия классных руководителей​

Список используемой литературы:

  1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2021-2025 годы https://adu.by/ru/rukovoditelyam/normativnye-pravovye-dokumenty.html.
  2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы https://adu.by/ru/rukovoditelyam/normativnye-pravovye-dokumenty.html .
  3. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году https://adu.by/ru/rukovoditelyam/normativnye-pravovye-dokumenty.html .
  4. Методические рекомендации «Методические аспекты совершенствования работы в шестой школьный день», локальными документами https://adu.by/ru/rukovoditelyam/normativnye-pravovye-dokumenty.html .
  5. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 2004. - 32с.
  6. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО,2006. 290 С.65-79.

 

Приложение 1

Положение о координационном совете проекта «В шестой день ни минутки без затей»

  1. Общие положения:

координационный совет является постоянно действующим совещательным, коллегиальным и консультативным органом, обеспечивающим взаимодействие всех учреждений социума на территории г.п. Острино;

цель деятельности координационного совета – выработка согласованных управленческих решений по вопросам организации свободного времени детей и взрослых в микрорайоне в шестой школьный день;

координационный совет в своей деятельности руководствуется: Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы, методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году, методическими рекомендациями «Методические аспекты совершенствования работы в шестой школьный день», локальными документами.

2. Основные задачи координационного совета:

разработка предложений, совместных планов и программ по вопросам организации свободного времени детей и подростков в микрорайоне в шестой школьный день;

создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с учреждениями образовательно-досуговой сферы;

содействие в разработке и обсуждении планов и проектов по организации разумного досуга детей и взрослых;

разработка предложений по разграничению полномочий по реализации проекта;

проведение анализа эффективности форм и методов взаимодействия учреждений социума.

3. организация работы координационного совета:

составление календарного плана в течение года;

внесение корректив в план;

разработка и утверждение положения о всех проводимых мероприятиях;

создание временных советов творческих дел при подготовке и проведении мероприятий.

4 Порядок работы координационного совета:

заседание координационного совета проводятся регулярно, не реже одного раза в квартал;

заседание координационного совета правомочно, если на нем присутствует не менее 50% членов координационного совета;

координационный совет реализует  свои полномочия с учетом большинства мнений членов совета в форме решений;

решения координационного совета имеют рекомендательный характер и в установленном порядке направляются по принадлежности вопросов в соответствующие учреждения социума.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.